Уже в
этом году Кабмин намерен продолжить работу над монетизацией льгот — это
предусмотрено в планах правительства на 2016 год. "Сегодня" выяснила,
какие именно "бонусы", имеющиеся у населения, хотят заменить
наличными, плюсы и минусы инициативы (см. инфографику), а также — хватит ли на
это денег в бюджете.
ВМЕСТО. Четкого
плана действий и законопроекта по монетизации нет, его только разрабатывают.
"Есть отдельные предложения (например — выдавать деньги на проезд
студентам вместо 50%-ной его оплаты, или пенсионерам, имеющим право на
бесплатные лекарства и т. д.). Но цельный документ пока не разработан — это
очень сложно", — разъяснил нам замглавы комитета соцполитики ВР Сергей
Каплин. Это легко понять — ведь со временем монетизировать придется также
льготный отдых в санаториях, и многое другое.
Первые
шаги Кабмин уже сделал. Более года назад премьер Арсений Яценюк поставил задачу
сократить число льготников вдвое (сейчас их — до 17 млн чел.). Полностью задача
не выполнена, но тем, у кого доходы за последние полгода превышали 1710
грн/мес., льготы по комуслугам заменили на субсидии (для многих сумма субсидий
меньше, ведь льгота по "коммуналке" составляла 50—75%). На вопрос
"Сегодня" о подготовке к монетизации льгот, министр соцполитики Павел
Розенко ответил: "Работаем над этим". Ранее Розенко нам говорил, что
в ближайших планах министерства — замена деньгами бесплатного проезда:
"Хотелось, чтобы каждый малообеспеченный льготник имел достаточную сумму
для проезда. Но важно пояснить людям, что изменилась система: право на
бесплатный проезд осталось, но нужно купить билет или жетон, за деньги
государства. Если будет финресурс и политическая воля, запустить механизм можно
за 2—3 месяца".
ЭКСПЕРТЫ. Экономисты
напоминают, что льготы монетизированы практически во всем мире, а в нынешней их
форме продолжают эксплуатироваться только в постсоветских странах. По мнению
ст. консультанта по вопросам соцзащиты населения Института местного
самоуправления Антона Левицкого, сначала надо монетизировать бесплатный проезд,
так как эта льгота — самая распространенная. К тому же она не выполняется в
глубинке (пенсионерам положено ездить бесплатно в пригородных автобусах, но их
не возят, так как перевозчики частные), а гортранспорт переполнен пенсионерами,
имеющими безлимитный проезд. При этом госказна затраты транспортникам полностью
не компенсирует, ссылаясь на то, что нет механизма учета льготников. Как
рассказал нам Левицкий, еще в 2012 году их институт предложил ввести норму на
10—12 поездок в месяц: в собес, поликлинику, на рынок — и выдавать на них
деньги всем, кому положена льгота. "Но власти хотят оплачивать проезд по
факту использования, это им дешевле. А подсчитать число
льготников-пользователей они не могут физически — нет системы учета".
А вот
политолог Вадим Карасев против "живых" денег на льготы, прежде всего
на проезд: "Надо выдавать проездные билеты — на месяц, либо на число
поездок в пригородном транспорте. Заодно и решим проблему учета. Также со
временем надо поступить и с другими льготами: лечение, оздоровление,
стоматология. Но говорить о монетизации преждевременно, пока не начнет
развиваться экономика — сейчас у нас на это не хватает денег".
Комментариев нет:
Отправить комментарий