Чернобыльцы": вчера и сегодня


Какие проблемы испытывают ликвидаторы Чернобыльской аварии? Kazpravda.kz продолжает публикацию материалов, посвященных судьбе ликвидаторов последствий одной из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества – аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля исполнится 30 лет со дня разрушения).

Герой данного интервью и сам побывал у горнила смертоносного реактора и в числе многих других казахстанцев принимал активное участие в усмирении бушующего "мирного атома".
Итак, Виктор Деймунд, председатель Ассоциации юридических лиц "Союз Чернобыль" Республики Казахстан, с которым беседует журналист Раушан Булегенова.

– Виктор Георгиевич, старшее поколение казахстанцев знает, что в 1986 году произошла крупная техногенная авария на Чернобыльской атомной электростанции. Но с каждым годом память о ней слабеет. Расскажите, пожалуйста, вкратце, когда и как это случилось и как там оказались казахстанцы?

– В 1 час 23 минуты 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В окружающую среду было выброшено большое количество ядовитых радиоактивных веществ. В результате аварии на ЧАЭС был нанесен огромный моральный урон и ущерб здоровью и благополучию миллионов людей.


Последствия Чернобыля были бы гораздо большими для Беларуси, Украины, России и для Европы, если бы не героические усилия многих людей, которым удалось в сжатые сроки обуздать стихию. Работы по строительству саркофага, дезактивации станции и прилегающей территории в основном легли на воинов Советской Армии. Маршал Язов как-то сказал: "Армия закрыла своей грудью Чернобыль". И это – правда, в прямом и переносном смыслах. Не считаясь с опасностью для собственной жизни, сотни тысяч людей делали все для того, чтобы уменьшить разрушительные последствия. Среди них было более тридцати тысяч человек из Казахстана. Также были привлечены отдельные воинские подразделения 27-го полка химической защиты (в/ч 20040), который был единственным участником от республик Средней Азии. А сколько казахстанских офицеров, прапорщиков и солдат, проходивших в тот момент службу в воинских подразделениях, расположенных на территориях других республик, участвовали в ликвидационных работах?

Солдат замеряет радиационный фон в Припяти.

Все они с честью выполняли поставленные задачи в составе своих воинских подразделений, являясь образцом выполнения воинского долга. Мужество, самоотверженность, высокую личную ответственность за порученное дело проявили воины-казахстанцы. Я могу с полной уверенностью сказать, что все мои земляки действовали с полной отдачей сил в укрощении "ядерного джинна", проявляя образцы человеческой прочности, не жалея здоровья и жизни ради Родины.

– Несколько лет назад мне довелось ознакомиться с оригиналом письма одного из "чернобыльцев". Молодой 35-летний парень перед смертью написал: "Не могу избавиться от постоянной боли. Даже врачи не хотят понимать, как я мучаюсь и страдаю". Хочу у вас спросить, каковы основные проблемы казахстанских участников-ликвидаторов?

– Да, вы правы, вернувшиеся к обычной жизни "чернобыльцы" столкнулись с весомыми проблемами. В результате политики умалчивания, сокрытия и сглаживания фактов широкие слои общественности и население страны, бывшего СССР, не имели представления об истинных масштабах и последствиях этой трагедии. Следствием усиленного режима секретности в отношении данных об аварии, сведений о степени радиоактивного поражения людей, участвовавших в ликвидации ее последствий, явилось обострение социальных проблем пострадавших.

К сожалению, многие из тех, кто честно и до конца выполнил свой долг перед Родиной, оказались забытыми и остались наедине со своими проблемами. В этих условиях потеря здоровья обернулась потерей веры в свое будущее и будущее своих детей. Очень больной вопрос – это рождение в настоящем и неизбежное появление в будущем детей с различными патологиями. Участились факты смерти "чернобыльцев" в различных регионах республики из-за полученного во время ликвидации последствий аварии облучения.

Тот самый разрушенный реактор

Принятые решения правительства Советского Союза и аналогичные решения государственных структур Казахской ССР держались в секрете и, соответственно, не выполнялись. Отсутствовали необходимые медикаменты, контроль за состоянием здоровья, низкий уровень медицинского обслуживания. Все это подтолкнуло участников ликвидации аварии на ЧАЭС, выполнивших долг перед Родиной, самим заняться решением собственных проблем, в том числе касающихся возвращения долгов спасенного ими государства.

– Думаю, следующий вопрос будет здесь к месту. Вы сказали, что "чернобыльцы" сами решают теперь свои проблемы. А каким путем они это осуществляют, есть ли специальные организации? Где они, успешна ли их деятельность?

– В Алма-Ате, в феврале 1990 года инициативной группой был создан казахстанский союз "Эхо Чернобыля". Возглавил его Болат Рыздыков. В состав координационного совета союза входил и я. При поддержке координационного совета и однополчан мы занялись созданием "чернобыльской" организации в Павлодарской области. Организация была создана. Аналогичные объединения были созданы в городах Целинограде, Чимкенте, Джамбуле, Джезказгане, Кокчетаве, Караганде, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске.

В мае 1991 года был принят Закон СССР "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы". По этому закону "чернобыльцы" должны были быть обеспечены до конца жизни, но у нас не было уверенности, что он будет выполняться в полном объеме.

Вместе с тем сотрудничество и обмен информацией между указанными организациями были малоэффективными и требовали совершенствования уровня взаимоотношений.

Тогда было принято решение провести съезд Казахстанского союза "Эхо Чернобыля" для структурирования и объединения всех действующих и вновь создающихся организаций в единый союз для приумножения усилий и координации их действий, для решения общих проблем людей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

Съезд состоялся в июне 1991 года. На нем было принято решение об объединении всех региональных организаций в единый союз, приняты устав и программа деятельности. Основной задачей союза стала защита интересов и прав казахстанцев, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других атомных объектах.

Итак, работа была налажена. На некоторое время я отошел от активной "чернобыльской" деятельности, так как активно занимался работой с детьми и молодежью, создал Организацию скаутского движения Казахстана и возглавлял ее в течение 24 лет.

Тушение огня на АЭС с вертолета

Действующие "чернобыльские" организации решили ряд программных вопросов, но, к сожалению, многие проблемы остались нерешенными. Большая часть участков ликвидации последствий аварии на атомной станции так и не получила причитающихся им льгот: ни внеочередного жилья, ни земельных дачных участков, ни денежных компенсаций за вред здоровью, ни санаторно-курортного лечение, ничего остального, что должны были получить.

А развал Советского Союза, а также последовавшие за этим экономические и социальные трансформационные процессы еще более осложнили жизнь участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях перехода к рыночным отношениям резко ухудшилось их социальное положение. Были отменены все заслуженные этими людьми льготы. Многие из них находились за чертой бедности. Практически все "чернобыльцы", получив дозы облучения, испытывали большие проблемы со здоровьем, но не могли юридически оформить инвалидность для назначения и получения пенсий и пособий. Стремительно росла смертность ликвидаторов аварии. И чем дальше шло время, тем понятнее было то, что никто заслуженных "чернобыльцами" льгот им не даст.

Но, к сожалению, во многих регионах, в том числе в Павлодарской области, организации перестали существовать, и организованно заступиться за права чернобыльцев было некому. С 1997 года не стало и республиканского союза "чернобыльцев", и, как следствие, некому было решать вопросы "чернобыльцев" на общеказахстанском уровне.

В конце 1999 года мне позвонил мой друг Аргын Амиров, участник ликвидации аварии на ЧАЭС, и предложил встретиться. На той встрече побывало еще несколько "чернобыльцев". Мы говорили о проблемах ликвидаторов той страшной аварии, а они нарастали как снежный ком, и их надо было решать. Ребята попросили меня организовать возрождение общественной организации и возглавить ее лично. Я согласился. В феврале 2000 года мы провели учредительное собрание, в марте зарегистрировали свое объединение в управлении юстиции и с этого времени в Павлодарской области активно начал работать "Союз "Чернобыль".

За эти годы было сделано немало. Обращаясь в различные инстанции, члены союза составили список участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Эти списки регулярно обновляются. Всего из нашего региона на ликвидацию последствий аварии в Чернобыле было призвано около 1 100 человек. В 2002 году в Павлодарской области проживало 440 "чернобыльцев", в 2009 году по нашим спискам здесь осталось только 346, в 2016 году 300. Мы добились назначения инвалидности для 163 человек. По инициативе нашей организации были приняты решения городских властей об обеспечении бесплатного проезда в общественном транспорте Павлодара для всех, кто участвовал в ликвидации последствий .

"Союз "Чернобыль" добился выплаты единовременной материальной помощи, постановки в льготную очередь на получение жилья, компенсации оплаты проезда в госпитали Алматы, Астаны и бесплатных путевок в здравницы Казахстана. Помогаем в получении льготных и бесплатных путевок для детей в летние оздоровительные лагеря. Содействуем в прохождении медицинского обследования, госпитализации, получении санаторно-курортного лечения и отдыха, в трудоустройстве инвалидов с приемлемыми для них условиями труда, разъясняем права и государственные социальные гарантии "чернобыльцам". В 2007 и 2008 годах при поддержке областных департамента внутренней политики и департамента по делам обороны нами были организованы и проведены встречи с "чернобыльцами", проживающими в сельской местности. Члены организации, работники районных акиматов и военкоматов рассказывали о правах на социальную защиту участников ликвидации аварии на ЧАЭС и порядке их применения.

Случилось так, что даже положенные государственные знаки "Участник ликвидации аварии на ЧАЭС" многие "чернобыльцы" не получили. И для морального спокойствия усилиями организации этот вопрос был решен. Правда, заслуженные "чернобыльцами" ценой их жизней и здоровья знаки пришлось получать не в торжественной обстановке из рук представителей государственной власти, а покупать на рынках. Не получили мы, к сожалению, и юбилейные медали, посвященные двадцатилетию трагедии в Чернобыле. Не знаю почему, но и здесь, благодаря организации и нашим коллегам из Южно-Казахстанской области, были изготовлены нагрудные значки "Ветеран Чернобыля". А ведь для них очень важно простое человеческое внимание.

В течение нескольких лет проводятся ежегодные Вечера памяти, встречи с молодежью; члены организации принимают участие в торжественных проводах призывников в армию.

Виктор Деймунд (второй справа)

Весной 2000 года члены нашей организации совместно со скаутами посадили Березовую аллею памяти в Ленпарке Павлодара.

С этого времени мы ежегодно ухаживаем за этими деревьями и совместно со школьниками периодически проводим субботники по уборке территории парка. Если на чернобыльской земле при дезактивации населенных пунктов, входивших в зону радиоактивного заражения, деревья вырубались, то в Павлодаре, наоборот, их высаживали. Высаживали в знак того, что жизнь продолжается. Высаживали те, благодаря кому были ликвидированы последствия крупнейшей техногенной катастрофы ХХ века.

В 2006 году, в связи с двадцатилетием аварии на Чернобыльской АЭС, по инициативе нашей организации в Павлодаре был установлен памятник как символ мужества и героизма, проявленных "чернобыльцами" Павлодарской области.

Разработал проект памятника отличный художник и замечательный человек Андрей Оразбаев, сам участник ликвидации аварии на ЧАЭС. Сегодня мы часто встречаемся возле памятника, ежегодно проводим митинги, встречи с молодежью. Возле монумента фотографируются гости Павлодара, к нему приезжают молодожены. Он стал одной из известных в городе достопримечательностей. Но разрешения на его установку мы добивались около четырех лет.

– Да, павлодарцы во главе с вами добились определенных успехов. Но сейчас вы являетесь председателем Ассоциации юридических лиц "Союз "Чернобыль" Республики Казахстан. Каковы успехи ассоциации? Чем сейчас занимаются эти самые юридические лица?

– Вопросов остается много, и их решение невозможно без постоянного взаимодействия и сотрудничества организации с государственными органами законодательной и исполнительной власти: начиная от городских маслихатов, акимата и заканчивая Мажилисом Парламента и Правительством Республики Казахстан.

Мы поняли, что для дальнейшего решения проблем "чернобыльцев" необходимо принятие решений на республиканском уровне. Поэтому наша организация в 2001 году выступила с инициативой возрождения республиканской центральной организации и создания Ассоциации юридических лиц (далее - АЮЛ) "Союз "Чернобыль" Республики Казахстан. Эту идею тогда поддержали руководители региональных общественных объединений "Союз "Чернобыль". И она была создана. Но по различным причинам ее деятельность не приносила ощутимых результатов в решении вопросов "чернобыльцев". Самым большим достижением ее за десять лет деятельности была установка памятника в Астане.                                                                                                                                                                                                               
Новым этапом в деятельности организации стал 2012 год. Началась активная системная работа. АЮЛ "Союз "Чернобыль" РК для своей деятельности определил пять основных задач:

1. Добиться принятия Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

2. Усовершенствовать медицинскую реабилитацию участников ликвидации аварии на ЧАЭС и их потомков. Создать единый государственный регистр.

3. Усилить социальную поддержку чернобыльцев, вдов и детей умерших участников ликвидации аварии на ЧАЭС.

4. Добиться принятия ежегодного государственного плана мероприятий, связанных с очередной годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС, на республиканском и региональном уровне.

5. Повысить качество работы по патриотическому воспитанию.

Для решения этих задач подготовлены и отправлены сотни писем в различные государственные органы и организации. Проведены десятки встреч с руководителями ряда министерств и ведомств, с депутатами Мажилиса Парламента РК, с акимами областей и городов нашей страны. Вследствие чего мы решили часть задач. В результате нашей работы Министерство здравоохранения и социального развития на базе Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии (Семей) начало создание Системы персонифицированного учета ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и их потомков, проживающих в Казахстане. В регионах идет работа по принятию плана проведения мероприятий, связанных с 30-летием аварии на Чернобыльской АЭС. В бюджеты областей, районов и городов включаются дополнительные средства по социальной защите чернобыльцев, вдов и детей умерших ликвидаторов аварий. Проводится системная работа по патриотическому воспитанию. Налажены международные связи с "чернобыльскими" организациями стран СНГ.

В начале 2012 года в состав АЮЛ "Союз Чернобыль" входили четыре региональные организации. В настоящее время ассоциация объединяет 12 организаций.

Почему-то сложилось так, что участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС постоянно приходится с боем отстаивать свои законные права. Словно эти люди, положившие на алтарь Отечества самое ценное, что у них было – здоровье, не заслужили того, чтобы государство раз и навсегда заявило: льготы принадлежат "чернобыльцам" пожизненно и никто во все времена не вправе изменять их в сторону ухудшения. Тем более, что все эти вместе взятые лечебные, коммунальные и прочие выплаты, честно говоря, еще настолько незначительны, что человеку, практически не вылезающему из клиник и аптек, нуждающемуся в более-менее достойном питании и уходе, все это приносит весьма слабую пользу.

"Чернобыльцы" около посвященного ликвидаторам аварии на ЧАЭС памятника в Павлодаре

Вообще в наших государственных структурах, которым доверена судьба этих несчастных людей, в прямом смысле слова телами своими заслонивших вселенскую беду, проявляется столько невежества, некомпетентности, бюрократического безразличия к этим вопросам, что диву даешься.

Есть у нас, казалось бы, и неплохие законы, и толковые люди, и святая общая цель – поскорее одолеть все те беды, которые принесла обществу чернобыльская катастрофа. На словах как бы все понимают, что откладывать на потом все эти заботы уже нельзя. А когда доходит до дела – вот тут и начинаются недопонимания, нестыковки, несогласованности и даже откровенные противостояния, словно мы не видим, не слышим друг друга, говорим на разных языках. И снова приходится сражаться, преодолевать, форсировать, кому-то сдаваться, кому-то побеждать… И опять в ход идет военная терминология, без которой все, что связано с трагедией, уже как бы и немыслимо.

Благодаря борьбе нашей организации часть вопросов решена, "чернобыльцы" получили так необходимую им помощь. Но впереди еще большая работа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий