29 сентября исполняется 55 лет со дня аварии на ПО «Маяк»

Челябинск, Сентябрь 28 (Новый Регион, Юлия Малецкая) – 29 сентября в Челябинской области отметят годовщину аварии на ПО «Маяк». С момента радиационной катастрофы прошло 55 лет.

Как передает корреспондент «Нового Региона», 29 сентября 1957 года в 16 часов 22 минуты по местному времени на химкомбинате «Маяк», расположенного в закрытом городе Челябинск-40 (нынешний Озерск), взорвалась одна из ёмкостей, так называемая банка №14 комплекса С-3, в которой хранились высокоактивные отходы. Взрыв полностью разрушил банку из нержавеющей стали, содержавшую около 80 тонн жидких радиоактивных отходов, или 20 миллионов кюри радиоактивности, обусловленной стронцием-90, цезием-137, церием-144, цирконием-9, ниобием-95, рутением-106. 10% радиоактивного «коктейля» было поднято в воздух на высоту до 1 километра. Остальная часть отходов, 18 миллионов кюри, выброшенных из ёмкости, осталась на промышленной площадке.

2 миллиона кюри радиоактивности, подхваченные сильным юго-западным ветром, разнесло по лесам, озёрам, полям на площади более 20 тысяч квадратных метров в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях. Позже зараженная территория получила название Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС).На этой площади почти в 23 тысячи квадратных километров в 1957 году проживало 270 тысяч человек, из них почти 10 тысяч оказались на территории с высокой плотностью загрязнения – это были жители Челябинской области.

На третий день после взрыва из Москвы в Челябинскую область прибыла комиссия, созданная министерством среднего машиностроения во главе с министром Ефимом Славским. Вся служебная переписка, а также постановления комиссии об аварии 1957 года имели гриф «секретно» и «совершенно секретно», даже по вопросам, касающимся здоровья людей.

Отметим, что согласно Международной шкале ядерных событий, авария на Чернобыльской АЭС относится к наиболее тяжелым и классифицируется как «глобальная» с индексом тяжести 7, а авария 1957 года на химкомбинате «Маяк» относится к тяжелым с индексом 6.

Исследователи, изучившие последствия радиационного воздействия на здоровье людей после Чернобыльской аварии, подчеркивают: для населения Уральского региона, пострадавшего от Кыштымской аварии, подобные оценки отсутствуют. При этом отмечается: сразу после аварии 1957 года руководство Минсредмаша и химкомбината «Маяк» приняли правильное решение об эвакуации населения из близлежащих деревень. «Экстренная эвакуация 1,1 тысяч человек в течение первых 7-10 дней предотвратила не просто 93%–96% потенциальной дозы, но и не привела в результате в сколько-нибудь существенным по их тяжести детерминированным эффектам у этого населения. Сопоставляя содержание исправляющих действий на ПО «Маяк» и его регионе на начальном периоде, а также эффективность этих мер с теми, которые были присущи Чернобыльской аварии, можно видеть, что на Урале смягчение последствий аварии было проведено значительно успешнее», – отмечают исследователи.

Советские ученые установили, что после такого рода катастроф главную радиационную опасность представляет долгоживущий стронций-90 (90Sr). Он облучает красный костный мозг при отложении в костной ткани. При этом период полураспада этого радионуклида составляет 29 лет. Установлено, что в 1950 и 1951 годах облучение населения определялось короткоживущими радионуклидами (например, цезий-144), а в последующие годы – долгоживущими 90Sr и 137Cs. Как определили исследователи, 144Ce явился ведущим по воздействию на желудочно-кишечный тракт и легкие.

Среди всего облученного населения наибольшие дозы получили граждане, отселенные в течение 7-14 дней после аварии и которым к моменту аварии было 2-7 лет, а также дети в возрасте 1-2 лет, отселенные в любые другие сроки или оставшиеся проживать на загрязненных территориях. Основное облучение было обусловлено двумя вышеуказанными радионуклидами. Так, в организм людей, оставшихся проживать на зараженной земле, стронций-90 поступал в организм с пищей, в основном с молоком, а также продолжал облучать жителей изнутри за счет накопления в скелете.

Спустя 55 лет пострадавшие от аварии на «Маяке» южноуральцы, продолжающие жить на загрязненной территории, пытаются добиться реализации своих прав на чистую окружающую среду. В текущем году закончилось многолетнее переселение жителей поселка Муслюмово, расположенного на берегу радиоактивной реки Течи, сопровождавшееся громкими скандалами со строительством домов, в которых невозможно жить, мошенничествами и хищением денег пострадавших.

До сих пор в зоне радиоактивного загрязнения живут люди, на берегу Течи расположено три поселка: Русская Теча, Бродоколмак и Нижнепетропаловское. Также в зоне находится деревня Караболка.

Переселять жителей этих населенных пунктов пока не планируется, несмотря на то, что Теча до сих пор радиоактивна, благодаря регулярным сбросам с «Маяка». Напомним, в 2005 году в отношении бывшего директора предприятия Виталия Садовникова было возбуждено уголовное дело по фактам свежего загрязнения в реке в 2004-2005 годах. В 2006 году уголовное дело против Садовникова было прекращено по нереабилитирующим основаниям в ходе предварительного слушания. Челябинский областной суд посчитал, что экс-руководитель «Маяка» попадает под амнистию, объявленную Госдумой в 2006 году в связи со 100-летием палаты.

Деревня Караболка, несмотря на то, что расположена на территории Южно-Уральского радиоактивного следа, официально не входит в список загрязненных территорий. Жители деревни не могут претендовать ни на переселение, ни на денежную компенсацию.


4 комментария:

  1. а кто же ликвидировал эту аварию и последствия после её?это я пишу тем кто считает что в 1986-1987 годах ликвидировали все последствия аварии.если бы так было с вас бы просто взяли подписку о не разглашении,как это было на ,,маяке,, и в 1988 году о вас просто бы забыли.и зачем тогда в 1988-1990 годах посылали на ликвидацию последствий,если уже всё ликвидировали?

    ОтветитьУдалить
  2. Последствия аварии ликвидируются до сих пор, только без определения статуса ликвидатор. Даже та, современная, трескающаяся по стыкам, труба - это тоже последствия аварии 86г. Не было б аварии - не было б трубы. Но это, так называемые, уже рабочие моменты. Я тоже скажу тем, кто говорит о 86-87гг. - Законом определено 1986-1990гг. - точка. Через 26 лет Знатоки все пытаются изобретать велосипед. Это политика целенаправленного вредительства. Я так считаю. А вот подписки действительно брали и потом забыли. Это есть правда!!! Это касается тех, кто ликвидировал именно саму аварию, а не ее последствия. А вообще попалили народа, по дурости, во столько раз больше, что теперь не знают, что с ним, с этим пострадавшим народом делать.Зачем посылали? А на всякий пожарный случай, из перестраховки наверное. Кто знает, что в головах правительства было? То-то и оно, что никто.

    ОтветитьУдалить
  3. в Челябинске взорвались радиоактивные отходы,образовавшиеся во время работы реактора,в процессе работы которого получали обогащённый уран и плутоний.и что там взорвалось не знали даже в америке до 90х годов.и про тех кто ликвидировал тоже ни кто не знал,и не было ни льгот,ни компенсаций,ни лечения.а что делали в 88-90 году я тебе могу рассказать.лично я кроме того что работал качегаром,работал ещё и на отстойнике техники в рассохах.ребята с 25 бригады делали каждый день дезактивацию работающих энергоблоков,чтобы те кто работали на станции вахтовым методом не переоблучились.ещё укрепляли саркофаг и обшивали его свинцом,потому что там были трешины-то ли давал осадку,то ли так построили.были в саркофаге и не достроинные места.слишком быстро строили.работали партизаны и в экспедиции курчатого.видел лично этих ребят.

    ОтветитьУдалить
  4. Действительно, тот кто был в зоне и видел, что там происходило забыть этого не сможет никогда. Я много знаю о ликвидации и подвергать сомнению работу ликвидаторов не в моей привычке. Только все же согласись, что работа всегда есть работа, но очень важно в каких условиях. А здесь были условия повышенной опасности для жизни людей. Это же не на Север на заработки ездили в конце-то концов! Там холодно,но безопасно. А в зоне опасность была в воздухе. И когда говорят плохо о срочниках хочется спросить, а был этот человек хоть день там. Я могу верить только своим глазам, а не их лживым словам. А солдат я видела сама. Живите все и понимайте друг друга.

    ОтветитьУдалить