Тайна за семью печатями: что творится в Пенсионном фонде

В 2011 году называлась цифра 57 млрд грн, сегодня речь идет о 65 млрд грн. За девять месяцев 2012 года отклонение достигло 57,2 млрд грн. Именно столько должен получить фонд из бюджета, чтобы никто не заметил очевидное: банкротство.

Правда, это "грязными" - с учетом трансфертов из бюджета на выплату пенсий отдельным категориям граждан. Но и без них цифры впечатляют. В 2011 году дефицит официально составлял 19,5 млрд грн. В 2012 году он планируется на уровне более 15 млрд грн, но реально наверняка составит большую цифру.

Если убрать негативную общественную составляющую, "пенсионная реформа" никак не сказалась ни на настроениях в обществе, ни на рынке труда, ни на бюджете ПФ.

По оценке руководителя Института демографии и социальных исследований Эллы Либановой, экономический эффект от повышения пенсионного возраста оказался минимальным и коснулся небольшой группы украинцев - около 150 тыс человек.
 
"Выбрали мягкий вариант, а не такой радикальный, как в Грузии, когда пенсионный возраст повысили за ночь. Нельзя было допустить дисбаланса на рынке труда - тотальная безработица среди пожилых людей ничем не лучше. Учитывали и напряженность с рабочими местами в монофункциональных городах и в селе", - говорит она.

Экономический эффект от повышения пенсионного возраста - несколько сотен миллионов гривен, подсчитал эксперт Центра имени Разумкова Павел Розенко. "Раздразнили людей, повысили пенсионный возраст и пенсионный стаж, однако от этого проблемы Пенсионного фонда не решены", - констатирует он.

В Министерстве социальной политики не удивлены такому результату и рассчитывают, что пенсионная реформа будет производить кумулятивный эффект.

Пенсионный возраст для женщин повышается плавно, как и минимальный трудовой стаж и выслуга лет. Соответственно, в каждый год эти ухудшения затронут небольшое число людей - десятки тысяч человек. Однако с каждым годом этих людей будет все больше и больше, а экономия все заметнее, отмечают в ведомстве.

Если в 2012 году фонд "сэкономит" на женщинах, работающих и военных пенсионерах около 2 млрд грн, то через десять лет сумма экономии составит 10% бюджета фонда или больше 20 млрд грн в нынешних ценах. Население Украины продолжает стареть и постепенно подпадать под действие "пенсионной реформы".

Секреты Зайчука
Не лучше обстоит ситуация и с расходами. В 2012 году так и не был принят закон, ограничивающий выплаты специальных пенсий. Его принятие было заблокировано масштабными протестами "чернобыльцев" и шахтеров. Однако правительство не отказалось от этой идеи. Очевидно, к ней вернутся сейчас, после выборов.

Этот закон отменяет все пенсии, назначенные по решению суда, а из действующих законов изымаются все нормы о повышающих коэффициентах для дюжины категорий специальных пенсионеров. После принятия этого закона в Украине больше не будет социальных спецпенсионеров - "чернобыльцев", шахтеров, ученых.

Все трудящиеся будут делиться на две неравные категории.

Первая - получатели трудовой пенсии, которые смогут претендовать на пенсию в размере 40% от средней зарплаты по стране - сейчас это 1 200 грн.

Вторая - несколько сотен тысяч специальных пенсионеров: бывших чиновников, судей, прокуроров, депутатов. Они смогут претендовать на пенсию в размере 80-90% от зарплат, но не больше десяти минимальных пенсий. Сейчас это около 8,5 тыс грн.

Итогом пенсионной реформы правительства Азарова станет формирование двух четко обусловленных категорий получателей пенсий: 13 млн человек трудовых пенсионеров с пенсией 1 200 грн и около миллиона специальных пенсионеров, получающих 4-8,5 тыс грн. В число последних войдет и сам Азаров.


Прикрепленное изображение: 3.jpg

Прикрепленное изображение: 4.jpg

Источник: Госстат

У многих "специальных" пенсионеров далеко не маленькие пенсии.
Прикрепленное изображение: 5.jpg

Источник: Госстат

При этом затраты на содержание этих двух категорий пенсионеров будут сопоставимы - по 100 млрд грн в год на каждую категорию. Уже сейчас бюджет ежегодно дотирует Пенсионный фонд на сумму около 40 млрд грн для выплат пенсий спецпенсионерам. В будущем эти цифры будут только расти.

Именно наличие спецпенсионеров не дает возможности создать второй уровень пенсионной системы и постоянно провоцирует дефицит ПФ.

Также мешает повысить пенсии многомиллионная армия граждан, не имеющих достаточного трудового стажа или получавших небольшие зарплаты, которые не позволяют начислить пенсию даже на минимальном уровне.

Значительное число таких пенсионеров - бывшие гастарбайтеры и базарные торговцы. Хотя, конечно, не все такие люди были "бездельниками" с точки зрения Пенсионного фонда. Многие из них имели минимальные официальные доходы из-за распространенной практике выплаты зарплат "налом".

Все эти люди получают доплату к пенсии до уровня минимального пенсионного обеспечения. В 2012 году на эти цели будет потрачено около 20 млрд грн.

Очевидно, что с каждым годом таких пенсионеров будет все больше. Сегодня из 22 млн трудоспособного населения только 13,6 млн платит единый социальный взнос. По экспертным оценкам, около 6 млн человек работают, не платя в Пенсионный фонд, и в будущем будут получателями социальной пенсии.

Сама по себе идея, что солидарная пенсионная система функционирует отдельно от всех прочих налогов, в украинской действительности нереалистична.

"Солидарка" хорошо работала, когда молодежи было больше, чем стариков. Сегодня такова ситуация в Китае и Индии, а когда-то была в СССР. Сейчас ситуация противоположная: каждое следующее поколение менее численное, чем предыдущее.

Получается, что 60 лет - это не предел, и уже через пять-десять лет власть будет вынуждена задуматься об увеличении пенсионного возраста до 65 лет, а в последующем - и до 70 лет, как это уже сделано во многих европейских странах.

Что это означает для Пенсионного фонда? Скорее всего, только одно: все новые годы жизни в состоянии перманентного банкротства.

Уходя на пенсию, Зайчук оставил хронически больную структуру, которая олицетворяет собой всю уродливость социальной системы Украины. Хотя, конечно, это не его вина.

Світлана Крюкова

ИСТОЧНИК

3 комментария:

  1. КМУ нужно не пинционную реформу проводить, а подымать произвоцтво.Экономику выводить из тени.Может уже фатит проводить экспирименты над народом,который вас содержит.Вы что думаете люди будут долго терпеть вы ошибаетесь.Эта реформа будет последней каплей.

    ОтветитьУдалить
  2. Уже и так всем известно, что каждый второй пенсионер получает пенсию с грубым нарушением пенсионного законодавства...!

    ОтветитьУдалить
  3. Статья 13. Обязанность государства перед гражданами за вред,
    причиненный вследствие Чернобыльской катастрофы Государство берет на себя ответственность за причиненный вред гражданам и обязуется возместить ее за {Абзац первый части первой статьи 13 в редакции Закона N 230/96-ВР от 06.06.96} 1) повреждение здоровья или потерю трудоспособности гражданами и их детьми, Которые пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; 2) потери кормильца, если его смерть связана с Чернобыльской катастрофой; 3) материальные потери, понесенный граждане и их семьи в связи с Чернобыльской катастрофой, Согласно этого Закона достойной актов законодательства Украины. На государство возлагаются также обязательства по своевременным медицинского обследования, лечения и определения доз облучения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы. {Часть вторая статьи 13 в редакции Закона N 230/96-ВР от 06.06.96} Статья 63. Финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств государственно бюджета, средств, Которые учитываются при определение межбюджетных трансфертов, достойной источников, не запрещенных законодательством. {Статья 63 в редакции Закона N 2532 - 12 от 01.07.92, текст статьи.А ПРИЧЁМ ТУТ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД?

    ОтветитьУдалить