О награждении непричастных и соблазне для остальных.


О награждении непричастных и соблазне для остальных. Премьер-министру Украины Николаю Азарову вручена высшая награда УПЦ МП

Если вы не перестанете так щедро дарить награды
и так бездумно жаловать венки,
то ни от награждаемых не ждите благодарности,
ни для государства – поправления дел;
потому что подлецов вы не переделаете к лучшему,
а хороших людей только вгоните в крайнюю тоску.
Эсхин,
древнегреческий государственный деятель
(389–314 гг. до н.э.)

Об отношениях Церкви и власти можно писать трактаты. Они колеблются от открытого противостояния до полного слияния с конкордатами в промежутке. Какие-то совместные акции приносят пользу Церкви, какие-то – государству, какие-то – им обоим. Но факт остается фактом: Церковь не может надолго находиться в полной гармонии с государством без потери своей репутации или самоидентификации. Государство, в лице его официальных лиц, может выступать как помощник Церкви, как ее же растлитель или гонитель. Оттенков между белым и черным очень много, и часто между двумя соседними тонами разницы почти не видно, поэтому легко переходить из крайности в крайность. Причем практика показывает, что государство редко когда бывает в проигрыше от союза с религией. Чего не скажешь о религии. В этом вопросе, как всегда, очень важно чувство меры.
 
От присказки перейдем к нашим реалиям. Новость о том, что владыка Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, наместник Киево-Печерской Лавры, наградил от лица УПЦ (МП) премьер-министра Украины Николая Азарова «за вклад в укрепление православия, развитие духовности народа Украины и труды на ниве социально-экономического развития нашей страны», взорвала СМИ и интернет-пространство. Не было никого, кто б остался равнодушным к этому, казалось бы, проходному церемониальному событию. Как не было и никого, кто б его одобрил. Протестовали даже клирики и миряне УПЦ МП.

Ну, о том, что наш народ оценил труды премьер-министра на ниве социально-экономического развития несколько иначе, чем УПЦ (МП), можно даже не говорить. Тут с народом не посоветовались, сразу видно. А каким образом господин Азаров укрепил православие и развил духовность народа? Ведь это слова, за которыми должны быть конкретные дела, абстрактного смысла они для верующих людей иметь не могут. Да простят мою дерзость представители УПЦ (МП), но в последнее время стало модно укреплять православие и развивать духовность народа только одним нехитрым способом – деньгами. Некогда очень популярный харизматический лидер Алексей Ледяев стал автором одного смыслового парадокса: «Деньги – колеса Евангелия». На этом постулате зиждилась вся стратегия развития его общины. Похоже, актуальность этого утверждения не утрачена и для православия.

Не секрет, что «штаб-квартира» канонического православия в Украине – Киево-Печерская Лавра – регулярно получает немалое «вспомоществование» от государства. От государства – то есть, из бюджета, который, как известно, наполняют не только представители канонического православия. И, увы, наполнение это происходит – особенно в последние пару лет! – не самым порядочным путем. Налоговые законы, принятые в нарушение регламента при отсутствии фактического парламентского консенсуса (то есть, с помощью кнопкодавства); вступающие в силу «задним числом», а не с момента опубликования; изменения в элементы налогов и поборов, вступающие в силу без выдержки 6 месяцев до начала нового бюджетного периода (пп.4.1.9 ст.4 Налогового кодекса) — это только часть той системы, которая сегодня призвана собирать налоги. Уже не говоря о способах их выбивания и коррупционной составляющей многих отношений налогоплательщиков с бюджетом. С бюджетными деньгами власть предержащие прокручивают много всяких сомнительных схем.

Но разве стоит обращать какое-то пастырское внимание на законодательный беспредел «верных чад Церкви», если в конечном итоге власть с барского плеча подарит шубу? Церкви гораздо удобнее зависеть финансово от государства и крупных спонсоров, чем от пожертвований верующих. С одной стороны, финансовое внимание государства к Церкви можно оправдать, поскольку значительное число культовых сооружений – памятники архитектуры, которые с большим трудом «приспосабливаются» к современной экологической обстановке и градостроительному беспределу. А если учесть, что часто церкви строились на возвышенностях, которым сегодня грозят оползни и разрушения склонов, то есть смысл в том, что государство принимает посильное участие в сохранении этих памятников – по сути, наших общих памятников. Но тогда разве заслуживают чиновники наград от Церкви за исполнение своих прямых обязанностей, тем более за счет всех нас? Неужели некому им объяснить, что сохранение памятников архитектуры и укрепление православия – это вообще явления разного порядка, хотя и пересекаются иногда в пространстве и времени? Или так теперь представители канонической Церкви понимают православие? Ну, а как финансирование Лавры укрепляет духовность народа – вообще непонятно. «Ну, как же непонятно? Есть Лавра – есть и духовность!» Ну, да, если б так было все просто.

Не углубляясь в эту тему этического характера, отмечу только, что Церковь, в лице ее отдельных иерархов, на данный момент демонстрирует наличие такого имущества (движимого, недвижимого и носимого на себе), которое, с одной стороны, не вяжется с образом христианского священника и его реальными профессиональными потребностями, а с другой – позволяет предположить, что на самом деле деньги у Церкви на сохранность своих храмов имеются. Достаточно просто хорошо поскрести по этим «сиротским» сусекам. А уж последние скандалы, связанные с расследованием прозрачности и направления расходования средств, выделенных на Кафедральный собор УПЦ МП, дают повод сомневаться, что в Церкви есть люди, для которых общественный интерес выше личного. И тень этих сомнений падает на все православные юрисдикции!

Поэтому частенько финансовая помощь Церкви из бюджета воспринимается так же негативно, как и льготы для народных депутатов. Нельзя выглядеть одновременно и роскошно, и нищим с протянутой рукой. Противоречие между внешним и внутренним порождает сильнейший когнитивный диссонанс, который не преодолевается уговариванием церковных спикеров не заглядывать в чужой карман. Да кто ж виноват, что содержимое кармана все время тянет всем показать? Статусные предметы обихода именно для того и существуют, чтобы призводить внешний эффект, они предназначены для демонстрации! Спрятанные в подпол (гараж, коробочку), они сразу же теряют половину ценности. И почему-то благочестиво считать, что грешат не демонстраторы незаработанной роскоши, а те, кто возмущается этой показухой.

В то же время совершенно понятно, что действительно нуждающиеся в финансовой помощи – настоятели небольших сельских приходов – никогда в жизни никаких щедрот сверху не дождутся. Наоборот, они обязаны собирать епархиальные взносы и отправлять, опять-таки, туда же, на «сиротский» верх. В общем, в Церкви, как и везде: неимущие из последних сил платят налоги или взносы, от которых персонально освобождены имущие. И никаких наград по этому поводу трудяги никогда не получают.

А вот Азаров получает. Вернемся опять к нему. Поскольку этот человек слышит только себя, он никогда не признает, что своими «профессиональными» действиями и неуемными «трудами на ниве» он и его команда фактически разоряют страну. Как человек, постоянно работающий с Налоговым кодексом, отмечу, что этот документ является теперь пожизненным памятником непрофессионализма и безграмотности лично Николая Яновича. И очень жаль, что стоны отечественных предпринимателей не слышны в стенах Киево-Печерской Лавры. Там, как всегда, только тишь, гладь да Божья благодать. Там любят кататься на саночках, которые другим толкать под горку. Деньги – они ж не пахнут, как говаривал император Домициан. В этом контексте последнее награждение Азарова выглядело как плевок в лицо миллионов налогоплательщиков, над которыми в самом прямом смысле издевается власть.

И можно даже не говорить, какой скверный педагогический эффект на наш в высшей степени духовный народ производит награждение господина Азарова. «От Церкви можно откупиться» — вот что должен думать рядовой верующий, когда ему приходится делать какой-то моральный выбор. А глядя на праздничные свечкостояния на камеру Президента и его окружения рядом с Митрополитом Киевским, народ должен в порядке повышения своей духовности сделать вывод: каким бы ты ни был беспредельщиком, Церковь все тебе простит – в обмен, опять-таки, на посильную финансовую помощь. И все потихоньку втягиваются в эту новообразованную систему индульгенций, закладывая на будущее серьезный внутрицерковный конфликт между «иосифлянами» и «нестяжателями».

И, как бы это ни было неприятно говорить, все чаще и чаще звучит мысль, что именно Митрополит Владимир должен нести персональную ответственность за раздачу своих благословений на проведение самых одиозных акций и за негативный резонанс, который возникает в результате.

«Так все же Церкви награждают чиновников, и все Предстоятели с ними охотно позируют перед камерой!» Да, увы, эта традиция не могла не соблазнить всех нас. Однако сегодня складывается как раз такая обстановка, которая сама собой подталкивает к смене тренда. К осознанию того, что на самом деле подобные благодарственные акции со стороны Церкви не имеют никакого ценностного значения в глазах чинуш, кроме одного: легитимизации их беспредела. Эти люди искренне верят, что одно рукопожатие Митрополита Владимира, показанное по всем центральным телеканалам, способно их защитить от народного недовольства. «Церковь за нас, Церковь с нами, а значит, те, кто против нас, – против Церкви и Бога!» Людям предлагают совершенно аморальный выбор: быть с Церковью – и значит, одобрять творимое ее «благодетелями» зло, называемое упорно добром, или по совести своей протестовать против зла, одновременно вступая в нравственный конфликт с Церковью. Да, люди выберут что-то одно. Ценой предательства другого. Но если первых будет больше, то тактическое приспособление обернется стратегическим провалом в виде утраты Церковью своего главного «капитала» — права называться нравственным авторитетом и доверия мыслящих людей. Утраты до такой степени, что для возвращения доверия придется радикально менять вывеску.

Татьяна Деркач,




2 комментария:



  1. На официальном сайте Дубненско-талдомского благочиния (www.dubna-blago.ru) приведена книга настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г. Дубна Александра Любимова «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, Благо, 2002 г.). В ней написано:
    Деньги для человека и Бога. Освящение квартир, машин ... Десятина, добровольные пожертвования

    Во многих храмах исторически распространенных конфессий за определенную плату можно заказать освящение, т.е. купить защиту Бога машинам, квартирам, домам, офисам… Перед тем, как сделать библейскую оценку таким действиям церкви, давайте посмотрим, как в целом Священное Писание учит относиться к деньгам.

    По всей Библии золотой нитью проходит мысль, что люди не должны делать из денег идола:

    «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5).

    «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

    «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13:5).

    В своих приоритетах на первом месте верующие должны иметь Господа:

    «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Марк. 8:36,37).

    «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (пища, одежда, т.е. материальные блага. – Прим. авт.) приложится вам» (Мф. 6:33).

    «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук. 12:15,33,34).

    Библия учит, что все на Земле изначально принадлежит Творцу:

    «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (Аг. 2:8, см. также Пс. 23:1, Пс. 49:10-12).Евангелие от Луки. Глава 16.
    Что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Это только выписки из этой книги.Люди только награждают.

    ОтветитьУдалить
  2. А нагорода за те що під час водохрещя не зня ні шапку ні перчатки коли служилась молебень .Це знак що він не поважае ні церкву ні украінське суспільство .ГАНЬБА

    ОтветитьУдалить