В распоряжении "Экономической правды" оказался проект
госбюджета на 2014 год (нажмите, чтобы скачать документ), пожалуй,
один из самых долгожданных документов этой осени. Это черновик. Полного текста проекта, со всеми таблицами и
дополнениями, нет ни в Администрации президента, ни у членов бюджетного
комитета парламента.
По сложившейся традиции, формально сроки подачи
бюджета выдержаны, однако реально они нарушены. Согласно Бюджетному кодексу,
проект госбюджета на будущий год правительство должно было доработать и подать
до 15 сентября. Так и произошло, проект к этой дате зарегистрировали в Раде.
Вот только сам документ никому не показали, а через несколько дней отозвали
обратно в Кабмин - на доработку.
"Скорее всего, тогда документ не
"доехал" до Верховной рады. Очевидно, что текст бюджета обнародуют и
начнут обсуждать с депутатами уже после саммита "Восточное партнерство"
в Вильнюсе, то есть после 29 ноября. Поэтому и тянут", - говорит ЭП член
бюджетного комитета, экс-глава Госказначейства Татьяна
Слюз.
Наверняка часть макропоказателей и расчетов
проекта будет меняться даже в последний момент.
"Сейчас мы заканчиваем дополнения №6, 7,
8, касающиеся местных бюджетов, после чего с всеукраинскими ассоциациями и
органами местного самоуправления будут проведены консультации и окончательная
верстка бюджета", - сообщил ЭП высокопоставленный чиновник Минфина.
Значит, пока анализу подлежит текст проекта
объемом 14 страниц. Он состоит из 19 статей и заключительных положений, и там
кроется много интересного.
Налог на бизнес
Как и в 2013 году, правительство слишком
завысило плановые показатели. Как известно, в текущем году выполнить их никак
не получается. Экономика падает, в стране практически нулевая инфляция - все
это означает, что собирать налоги в запланированных объемах невозможно.
Наверняка, то же самое Украину ждет в 2014 году.
"Главное, что бросается в глаза, -
нереалистичность доходной (нажмите,
чтобы скачать документ)и расходной (нажмите,
чтобы скачать документ) частей бюджета. Ожидаемые доходы сильно
завышены", - говорит Слюз.
Согласно проекту, в 2014 году правительство
хочет получить в госбюджет 403 млрд грн, тогда как до конца 2013 года планируют
привлечь 370 млрд грн.
"Недобор составит около 50 млрд грн.
Судите по показателям бюджета-2013. По общему фонду план-прогноз на 2013 год
составляет 322 млрд грн, а за восемь месяцев собрано 187 млрд грн. Это значит,
что до конца 2013 года, за четыре месяца, в казну должно поступить еще 135 млрд
грн.
По моим прогнозам, недобор 2013 года составит
37-40 млрд грн. Значит, нельзя фиксировать в проекте госбюджета-2014 рост
доходной части. План-прогноз на 2014 год общего фонда в размере 355 млрд грн -
это нереально", - говорит Слюз и обращает внимание на возросшую сумму
изъятий из местных бюджетов в пользу госбюджета.
Найменування
статті надходжень
|
2014
|
2013
|
Разом доходів:
|
403 038 454,0
|
362 830 144,1
|
Офіційні трансферти
|
3 917 884,2
|
1 589 152,0
|
Кошти, що
передаються до державного бюджету з місцевих бюджетів
|
3 917 884,2
|
1 589 152,0
|
Податкові
надходження
|
334 013 557,6
|
300 742 074,3
|
Податки на доходи,
податки на прибуток, податки на збільшення ринкової вартості
|
58 204 500,0
|
64 839 742,3
|
Податок на доходи
фізичних осіб
|
8 862 500,0
|
8 203 742,3
|
Податок на прибуток
підприємств
|
49 342 000,0
|
56 636 000,0
|
Збори та плата за
спеціальне використання природних ресурсів
|
14 328 800,5
|
13 771 436,6
|
Внутрішні податки
на товари та послуги
|
231 515 000,0
|
195 290 120,0
|
Податок на додану
вартість
|
184 571 000,0
|
154 576 120,0
|
Податок на додану
вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг)
|
97 364 000,0
|
100 602 120,0
|
Бюджетне
відшкодування податку на додану вартість грошовими коштами
|
-44 097 000,0
|
-59 500 000,0
|
Податок на додану
вартість з ввезених на територію України товарів
|
130 404 000,0
|
112 824 000,0
|
Акцизний податок з
вироблених в Україні підакцизних товарів (продукції), включаючи особливий
податок на операції з відчуження цінних паперів та операцій з деривативами
|
34 450 000,0
|
30 724 000,0
|
Акцизний податок з
ввезених на митну територію України підакцизних товарів (продукції)
|
12 494 000,0
|
9 990 000,0
|
Податки на
міжнародну торгівлю та зовнішні операції
|
16 648 000,0
|
15 324 000,0
|
Ввізне мито
|
16 556 000,0
|
15 075 000,0
|
Вивізне мито
|
92 000,0
|
249 000,0
|
Інші податки та
збори
|
7 166 961,1
|
4 200 483,0
|
Екологічний податок
|
5 058 069,8
|
2 123 500,0
|
Неподаткові
надходження
|
62 839 660,6
|
57 361 575,4
|
Кошти, що
перераховуються Національним банком України відповідно до Закону України
"Про Національний банк України"
|
22 807 334,4
|
16 000 000,0
|
В 2014 году изъятия могут составить 4 млрд
грн. Это на 40% больше, чем в 2013 году, - 1,6 млрд грн. Для местных бюджетов
это большой удар, считает эксперт Ассоциации городов Украины Александр
Слобожан.
"Темпы роста доходов по налогу на доходы
физлиц, основному налогу в местных бюджетах, не показывают такой рост. Не
растет и фонд оплаты труда. В 2013 году большинство местных бюджетов не
выполняет плановые показатели Минфина по доходам, а ведь именно из них
происходит изъятие", - говорит эксперт.
Кроме того, в проекте госбюджета не заложены
средства на повышение зарплаты госслужащим и должностным лицам местного
самоуправления.
"Проект просто приостанавливает ряд
статей нового закона о государственной службе, расходы по которому должны были
составить 28,4 млрд грн, в том числе для потребностей местного самоуправления -
6,8 млрд грн", - говорит Слобожан.
Ящик Пандоры
Традиционно самые интересные нормы,
формирующие бюджетную политику и стиль действий власти на год, следует искать
не в цифрах и таблицах сведенных доходов и расходов, а в самом законе о
бюджете, особенно в заключительных положениях. В этом бюджете этот раздел -
ящик Пандоры, где кроются детали.
Финансирование госбюджета
2014
|
2013
|
|
РАЗОМ
|
45 709 867,1
|
50 532 000,0
|
Фінансування за
борговими операціями
|
43 766 412,2
|
54 462 132,2
|
Запозичення
|
130 732 535,9
|
135 530 545,3
|
Внутрішні
запозичення
|
87 577 095,6
|
92 862 950,0
|
Зовнішні
запозичення
|
43 155 440,3
|
42 667 595,3
|
Погашення
|
-86 966 123,7
|
-81 068 413,1
|
Внутрішні
зобов'язання
|
-50 608 840,3
|
-45 473 917,5
|
Зовнішні
зобов'язання
|
-36 357 283,4
|
-35 594 495,6
|
Надходження від
приватизації державного майна
|
17 000 000,0
|
10 900 000,0
|
Фінансування за
активними операціями
|
-15 056 545,1
|
-14 830 132,2
|
Зміни обсягів
депозитів і цінних паперів, що використовуються для управління ліквідністю
|
-15 156 545,1
|
-14 983 400,0
|
Розміщення
бюджетних коштів на депозитах або придбання цінних паперів
|
-15 156 545,1
|
-14 983 400,0
|
Зміни обсягів
бюджетних коштів
|
100 000,0
|
153 267,8
|
На початок періоду
|
100 000,0
|
153 267,8
|
Одна из забавных - в проекте госбюджета
появился пункт на финансирование специального фонда бюджета, который будет
наполняться в рамках программ помощи Европейского союза. Иными словами,
правительство априори закладывает расчет на подписание соглашения об ассоциации
с ЕС.
"Это мелочи. В первую очередь в глаза
бросаются нормы, которыми правительство замораживает плановое понижение ставок
налога на прибыль и НДС", - говорит бывший и. о. министра финансов Игорь
Уманский.
Иными словами, проект госбюджета приостанавливает
некоторые нормы Налогового кодекса, предполагавшие в 2014 году снижение ставок
НДС с 20% до 17% и налога на прибыль с 21% до 19%. Эти решения переносятся на
2015 год.
"Правительство следует настоятельным
рекомендациям Международного валютного фонда не снижать налоги, чтобы избежать
роста бюджетного дефицита", - сказал ЭП высокопоставленный чиновник в
Минфине.
Уманский не верит в это.
"Минфин вынужден был
"нарисовать" завышенные доходы, чтобы выполнить ряд макрообязательств
перед кредиторами. С другой стороны подогнали доходы и попытались изменить
налоговую базу, которой, как им кажется, хватит для обеспечения достаточного
количества поступлений", - говорит Уманский.
По его словам, с той же целью правительство
предлагает понизить 5-процентную ставку подоходного налога на дивиденды и
отменить снижение ставок на операции от продажи объектов движимого и
недвижимого имущества: 0% и 5% будут заменены ставками 15-17%.
В целом проект госбюджета расширяет базу
налога на недвижимость. Налогом будут облагаться не жилая, а общая площадь и
нежилая недвижимость.
Кроме того, проект максимально зажимает
бюджетное возмещение НДС. Если сравнивать с бюджетом-2013, расходы сокращены на
четверть - с 59,5 млрд грн до 44,1 млрд грн, что может привести к росту
бюджетной задолженности.
"Думаю, Минфин будет объяснять, что
сумма на возмещение НДС снизилась, потому что упал уровень экспорта: по итогам
девяти месяцев (январь-август) с начала года отрицательное сальдо внешней
торговли товарами составило 7,3 млрд дол. А соответственно, уменьшился запрос
на возмещение. Однако по факту возмещать будут еще хуже. Экономика
стагнирует", - говорит ЭП президент Союза налоговых консультантов Леонид
Рубаненко.
"При этом растет НДС с импорта - на 17,6
млрд грн. Через такой подход власть намекает, что в экономике все плохо, но НДС
перестанем возмещать даже тем, кто хоть как-то шевелился. При этом
импортировать будем больше", - говорит член бюджетного комитета парламента
Павел Ризаненко.
Бюджет на 2014 год также приостанавливает ряд
социальных статей.
"Впервые за последние годы с 1 января не
будут повышены соцстандарты. Прожиточный минимум, минимальные пенсия и зарплата
"заморожены" до лета. "Замораживаются" и выплаты
"чернобыльцам", - говорит бывший первый заместитель министра труда и
соцполитики депутат Павел Розенко.
По его словам, проект показывает стратегию
власти на президентские выборы: за полгода довести людей до черты бедности,
сконцентрировать за это время ресурс, а со средины осени выйти с очередными
"социальными инициативами президента" и задешево купить голоса
избирателей.
Кроме того, проект госбюджета-2014 не
предусматривает повышение тарифов на услуги ЖКХ. Коммунальные субсидии и
коммунальные расходы бюджетных учреждений "один в один" списаны с
бюджета-2013.
При этом вообще не закладываются суммы
расходов на компенсацию разницы в тарифах, хотя для "Нафтогаза"
предусмотрено увеличение уставного капитала на 14 млрд грн. Очевидно, эти
расходы профинансируют за счет выпуска векселей, над чем правительство будет
работать уже в ближайшие дни.
Как известно, 10 октября Верховная рада
приняла в первом чтении законопроект №3358, вносящий правки в закон о
госбюджете-2013. Документ позволяет Кабмину выплачивать долги за тепло
финансовыми казначейскими векселями.
По информации источников ЭП, на очередной
пленарной неделе документ рассчитывают принять в целом.
Любопытно, что о векселях и предстоящих
выпусках в проекте бюджета - ни слова. Очевидно, схема запуска будет введена
либо в процессе обсуждения бюджета, либо по ходу его выполнения в 2014 году
отдельными правками в бюджет.
Загальний фонд
|
РАЗОМ 2014
|
Загальний фонд
|
РАЗОМ 2013
|
|
РАЗОМ:
|
394 505 595,6
|
443 558 940,3
|
363 629 669,8
|
412 060 560,7
|
Апарат Верховної
Ради України
|
840 788,3
|
920 041,9
|
849 778,6
|
935 971,0
|
Державне
управління справами
|
1 123 300,7
|
1 274 181,3
|
1 145 639,4
|
1 301 748,4
|
Господарсько-фінансовий
департамент Секретаріату Кабінету Міністрів України
|
267 035,2
|
275 912,0
|
325 065,2
|
334 520,0
|
Державна судова
адміністрація України
|
3 641 840,8
|
4 566 803,0
|
3 474 208,3
|
4 419 209,5
|
Верховний Суд
України
|
101 669,0
|
105 379,0
|
102 659,6
|
105 659,6
|
Вищий
спеціалізований суд України з розгляду цивільних і кримінальних справ
|
110 348,6
|
120 348,6
|
103 079,2
|
112 279,2
|
Вищий
господарський суд України
|
110 380,2
|
144 224,7
|
101 949,8
|
133 999,5
|
Вищий
адміністративний суд України
|
98 217,0
|
100 898,0
|
102 054,6
|
104 228,1
|
Конституційний
Суд України
|
64 280,6
|
64 280,6
|
68 693,0
|
68 693,0
|
Генеральна
прокуратура України
|
3 150 939,4
|
3 152 004,4
|
3 200 529,2
|
3 201 659,2
|
Міністерство
внутрішніх справ України
|
13 381 886,5
|
15 807 883,2
|
13 407 301,7
|
16 059 713,5
|
Міністерство
енергетики та вугільної промисловості України
|
14 833 546,7
|
14 851 106,7
|
9 890 727,9
|
9 911 299,1
|
Міністерство
економічного розвитку і торгівлі України
|
907 894,1
|
1 339 993,5
|
1 573 589,1
|
2 011 122,8
|
Міністерство
закордонних справ України
|
876 770,5
|
885 642,6
|
1 106 769,1
|
1 116 412,1
|
Міністерство
культури України
|
2 234 813,5
|
2 528 837,7
|
2 219 449,8
|
2 460 140,6
|
Міністерство
оборони України
|
13 528 655,3
|
14 559 769,0
|
14 333 995,2
|
15 315 079,5
|
Міністерство
освіти і науки України*
|
16 966 507,2
|
25 164 720,6
|
17 235 558,0
|
25 230 919,6
|
Міністерство
молоді та спорту України*
|
683 125,7
|
707 936,5
|
||
Міністерство
охорони здоров'я України
|
7 107 335,4
|
9 160 500,3
|
6 854 829,8
|
9 041 843,4
|
Міністерство
екології та природних ресурсів України
|
2 317 074,2
|
8 089 215,3
|
2 024 044,6
|
4 130 251,3
|
Міністерство
соціальної політики України
|
92 072 062,1
|
92 272 337,0
|
88 420 780,3
|
88 639 188,6
|
Міністерство
промислової політики України**
|
100 935,6
|
101 035,6
|
118 779,3
|
118 869,3
|
Міністерство
регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства
України
|
559 658,2
|
608 763,8
|
715 594,5
|
758 767,9
|
Міністерство
аграрної політики та продовольства України
|
4 386 209,5
|
7 548 295,9
|
4 959 108,0
|
8 413 533,7
|
Міністерство
інфраструктури України
|
1 234 867,6
|
1 570 078,4
|
1 201 410,5
|
1 502 749,1
|
Державне
агентство автомобільних доріг України
|
10 812,9
|
14 807 476,9
|
11 039,0
|
13 559 189,0
|
Міністерство
фінансів України
|
45 348 105,2
|
45 425 958,4
|
42 445 823,0
|
43 111 533,7
|
Міністерство
фінансів України (загальнодержавні витрати)
|
131 872 305,6
|
133 616 605,6
|
115 635 576,0
|
116 585 576,0
|
Міністерство
юстиції України
|
4 335 297,5
|
5 592 425,1
|
4 244 512,9
|
5 031 682,9
|
* - в 2013
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
|
||||
**- в 2013
Державне агентство України з управління державними корпоративними правами та
майном
|
ИСТОЧНИК Экономическая правда
Засрались специалисты.
ОтветитьУдалитьпри таком аппетите это нормальное явление /рядовой/
ОтветитьУдалить