Пожар на ЧАЭС 23 мая 1986 года

О пожаре, едва не ставшем роковым для народов России, Украины, Белоруссии, для всей Европы, сохранилось очень мало сведений.
      

Официальный источник один – «Акт расследования загорания кабелей на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС», утвержденный 26 мая 1986 года заместителем министра энергетики и электрификации СССР Н.А. Лопатниковым. Однако когда он составлялся, руководитель тушения В.М. Максимчук в тяжелейшем состоянии находился в госпитале в Киеве, а его важнейший помощник капитан А.С. Гудков, отвечавший в ГУПО за пожаробезопасность атомных станций, за день до составления акта убыл в Москву.


      Акт этот вызывает у людей, непосредственно принимавших участие в тушении, ряд вопросов (всегда сдержанный Максимчук, прочитав документ в больничной палате, в сердцах швырнул его в угол). Однако других документов об этом пожаре не сохранилось. Впрочем… Есть маршрутный лист пребывания в зоне ЧАЭС В.М. Максимчука, его воспоминания, воспоминания и маршрутные листы его подчиненных– А.С. Гудкова, В.В. Чухарева, В.Я. Романюка и других участников уникального пожаротушения. В Национальном музее Украины «Чернобыль» и Центральном музее МВД России хранятся воспоминания очевидцев. Есть воспоминания генерал-лейтенанта внутренней службы Николая Ивановича Демидова, в те дни – заместителя министра внутренних дел СССР, руководителя оперативной группы МВД СССР в Чернобыле. Собрал их и свел воедино, получив таким образом достоверную картину, Владимир Ясонович Никитенко.

      …Поздно вечером 22 мая Владимир Михайлович начал совещание с офицерским составом и подробно рассмотрел с коллегами возможные варианты действий пожарных в случае возгораний на АЭС. Совещание закончилось в 01:30, а уже в 02:15 на станции было обнаружено загорание. По свидетельству Н.И. Демидова, вероятные последствия этого пожара могли быть страшными. Где и что именно горит, предстояло выяснить огнеборцам МВД СССР. Операцию по разведке и ликвидации пожара в условиях высокого уровня радиации Максимчук возглавил лично.

      Говорит капитан Григорий Григорьевич Вересоцкий:

      – Я и вправду в первые минуты растерялся. Я кадровик. То есть работал в отделе кадров и, конечно же, никогда не формировал ни отделений, ни частей, да еще в таком авральном положении. Не забывайте, что делать нужно было все быстро, потому что штаб АЭС требовал: давай, давай, давай!... Да еще, имейте в виду, люди со всех концов приехали, они же друг друга не знают. И, чего греха таить, Чернобыльская станция уже показала свой характер... А что она на этот раз преподнесет?! Мы же люди. Не комбайны и не бронетранспортеры. А потом, когда эти молодые парни выстроились на площади и я смотрел в их глаза... Знали ребята, куда ехали? Конечно. Были уже погибшие на АЭС, были те, кто умер в больницах от лучевой болезни, были госпитализированные, а тем не менее они приехали сюда выполнять свой долг...

Из рассказа В.М. Максимчука:

      – Я много лет отдал противопожарной охране, тушил пылающие нефтебазы и химические заводы, многоэтажные дома и корабли; были такие тяжелые минуты во время пожара, что казалось – все, это последние мгновения в моей жизни. Но... мне никогда не было так страшно, как в бронетранспортере, когда мы ехали из Чернобыля на АЭС. И страшной была не возможность большого пожара, к этому мы себя готовили ежечасно, ежеминутно, сами понимаете, но я не думал, что обычное молчание может быть таким ужасно тяжелым.

      Я видел лица товарищей: желтые – а, может, мне так показалось? – глаза острые и... какие-то чужие. Я старался прочесть их мысли. Воображение рисовало разветвленные кабельные туннели и коробы на 3-м и 4-м энергоблоках, по которым огонь мог перекинуться куда угодно. А если в машинный зал, где разлито масло? Турбины же стоят «под водородом». Что бы случилось?

      Об этом думал я, и, конечно же, об этом думали мои товарищи в бронетранспортере, которых я вез на станцию. Имел ли я на это право? Ведь у каждого из них была семья, дети, а поездка может оказаться последней для любого из них. Но если бы вначале я поехал сам, все разведал, а потом... Потом уже могло быть поздно. Дорога каждая минута. Мгновение решало судьбу миллионов людей. Я скользнул взглядом по офицерам, точно выбрал, кому из них можно доверить ответственное дело: «Товарищи офицеры. Ждите меня, я – в разведку. Нужно иметь общую картину пожара. Без этого мы не можем надеяться на успех». «Я с Вами, Владимир Михайлович!» – решительно сказал капитан Гудков.


1 комментарий:

  1. Прошу всех вмешаться в ситуацию. История такова: мой отец настраивал в 60е годы на шахтах баллистических ракет связь и имел доступ к архивам связанным к ЯО. На март 2016г:
    1. В р-не г.Лубны находится бывшая 32батарея МБР в количестве 18 боеголовок, одна из которых полузатоплена водой. Подстилающая поверхность - известняк, грунтовые воды 7м. Ракета старая, разрушается давно. Железо до 10м расползлось в почве. Начинка смешаная, +Плутоний. Предположительно взорвется произвольно в течение 8 лет. Рядом находятся невывезенные в 90е годы при разоружении 17 МБР, 2-3 из них запускается. 12 Из 32батареи было вывезено в 90е годы в Россию. Локация - Тарнавщина, 600м от жилых домов, в поле. Рядом к Полтаве бывшая Армада - объект 81, там осталось в почве 70 неутилизированных. И возле Лубен в 8км - бывший подземный завод ЯО "Плутон", а также 6-8 бункеров системы позиционирования входящих в Меридиан (Сокол, Поиск, Компас, Карфаген). При взрыве будут повреждены не только МБР и бункера Меридиана(Октава, Phoenix), но и неядерные объекты: Мгарь - ПГХ и неразорвавшаяся в 60х годах бомба (ЯО) и нефтебаза. Радиус котлована будет составлять до 800км.
    2. Отец просил передать привет Путину (кунаку), они в 60х делали закладку, папа налаживал связь: в 20км на юг от мыса Кунак на Азовском море закладка 1,5кТ.
    Возле о.Змеиный со стороны Румынии, ленточная закладка - знает как снимать только бывший главный специалист Южмаша - НИКОЛАЙ Александрович Кучма.
    3. В Лубнах и Полтаве присутствуют системы уничтожения городов (химическое и пр. оружие, мины, авиабомбы и пр.). Запускаются цепочками.
    Подымайте АРХИВЫ!!!
    ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА СООБЩИТЬ ВСЕМ КТО МОЖЕТ ВМЕШАТЬСЯ В СИТУАЦИЮ. ПЕРВЫЙ ВЗРЫВ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ЧЕРЕЗ 8 ЛЕТ, ДАЛЬНЕЙШИЕ БОЛЕЕ 15-16 ЛЕТ НЕ ВЫЛЕЖАТ.
    "Ніхто крім вас не втягне цю лямку".

    ОтветитьУдалить