Общественный совет при ГИЯРУ напомнил премьер-министру, что Украина - страна, пережившая Чернобыльскую аварию

Члены Общественного совета  при Государственной инспекции ядерного регулирования обратились с открытым письмом к премьер-министру по поводу недостаточного финансирования мероприятий по безопасности украинских АЭС. Такое решение Общественный совет при ГИЯРУ принял на заседании 4 декабря 2013 в связи с беспокойством по поводу ситуации, сложившейся с финансированием мероприятий Комплексной (сводной) программы повышения безопасности энергоблоков АЭС.

«Установленный Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики тариф на производство электроэнергии для ГП   НАЭК   "Энергоатом" 22,2 коп./КВт-ч. является одним из самых низких среди генерирующих компаний в мире, и, на сегодня, почти втрое ниже тарифа на электроэнергию, которая производится отечественными тепловыми электростанциями. Этот тариф не удовлетворяет потребности эксплуатирующей организации и не позволяет в полной мере обеспечивать комплекс мероприятий по повышению безопасности эксплуатации энергоблоков, особенно учитывая то, что для 9 из них до 2020 года истекает 30-летний проектный срок эксплуатации. При этом только в 2014-2015 гг заканчивается проектный срок эксплуатации 3 энергоблоков - ЗАЭС-1, ЮУАЭС-2, ЗАЭС-2.

В случае, если не будут реализованы все меры по повышению безопасности на этих энергоблоках с учетом постфукусимских мероприятий, энергоблоки должны быть остановлены. Напоминаем, что обеспечение финансовыми ресурсами поддержания необходимого уровня безопасности ядерных установок в течение всех этапов их жизненного цикла - это не только норма национального законодательства (закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»), но и международные обязательства Украины, которая является Стороной Конвенции о ядерной безопасности (статьи 8, 9, часть первая статьи 10 Конвенции).

Кроме того, вопрос безопасности украинских АЭС контролируется не только национальным органом регулирования ядерной и радиационной безопасности - Госатомрегулирования Украины, но и международными организациями - МАГАТЭ, ВАО АЭС и является предметом постоянного внимания мирового ядерного сообщества.

Дискриминационная тарифная политика относительно ГП   НАЭК «Энергоатом» нашла яркое подтверждение в постановлении Кабинета Министров Украины № 648 от 04.09.2013р, которым вносились изменения в Комплексную (сводную) программу повышения безопасности энергоблоков АЭС. Так, финансирование Программы в 2013 году предусматривает 2 млрд.965 млн грн за собственные средства НАЭК «Энергоатом», при этом отмечено, что за счет тарифа профинансировано будет только 726,7 млн грн. Аналогичная ситуация запланирована правительством и в 2014 году - из необходимых 3 млрд 051 млн грн, в тариф будет включено только 726,7 млн.грн. В то же время, НКРЭ включила в тариф на электроэнергию, производимую компанией ДТЭК, которая находится в частной собственности, 2,5 млрд грн на модернизацию ТЭС, при том, что ее тариф в трое выше атомного.              

В течение этого года из-за уменьшения производственного плана и введения беспрецедентных диспетчерских ограничений для АЭС Украины (за 10 мес. -8,6 млрд кВт-ч) в пользу увеличения производства электроэнергии ТЭС правительство лишило НАЭК «Энергоатом» возможности заработать средства, необходимые для реализации всех мероприятий по повышению безопасности. При этом налог на несуществующую прибыль Кабинет Министров Украины обязал выплатить еще в январе 2013 года в размере 1,5 млрд грн. Как известно, по итогам 10 месяцев 2013 года, чистый убыток НАЭК «Энергоатом» составил 4,65 млрд грн. Кредитная задолженность Компании достигла уже 6,8 млрд. грн. и увеличивается с каждым месяцем. В то же время ГП «Энергорынок» задолжал НАЭК с учетом предыдущих лет более 6 млрд. грн., что сопоставимо с бесплатной работой всех энергоблоков АЭС в течение 3,6 месяцев. Правительство до сих пор не нашло механизмов решения этой долговой проблемы, хотя Украина собирается внедрять новую модель рынка электроэнергии в соответствии с законом «Об основах функционирования рынка электроэнергии», который подписан президентом Украины в ноябре э.г.

Кроме того, правительство не внесло на ратификацию Соглашения между НАЭК «Энергоатом» и ЕБРР и Евроатом относительно кредитов в объеме 600 млн евро на повышение безопасности украинских АЭС. Таким образом, компания не получила в 2013 году 159 млн.грн, как это планировалось в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 648 от 04.09.2013 "О внесении изменений в комлексной (сводной) программы повышения безопасности энергоблоков АЭС", хотя с момента подписания соглашений прошло достаточно времени.

Ядерная энергетика является становым хребтом электроэнергетики Украины и основой ее энергетической безопасности, поэтому вопрос ее безопасного функционирования является вопросом национальной безопасности. Страна, пережившая Чернобыльскую катастрофу, заслуживает со стороны своего правительства более тщательного отношения к безопасности эксплуатации действующих АЭС и выполнения им международных обязательств. Двадцатилетние усилия атомщиков, направленных на повышение уровня безопасности украинских АЭС международным стандартам за технической помощью международной ядерной сообщества не должны быть нивелированы в течение этого и следующего года из-за отсутствия средств», - говорится в заявлении.

Общественный совет при ГИЯРУ просит премьер-министра рассмотреть вопрос тарифной политики в отношении государственной компании НАЭК «Энергоатом» и дать соответствующие поручения для исправления ситуации по финансированию мероприятий в рамках Комплексной программы повышение уровня безопасности энергоблоков АЭС.

Заявление подписали члены Общественного совета при Госатомрегулирования Украины  Денисенко Артур, Захаров Владимир, Кошарна Ольга, Купный Валентин, Майборода Оксана, Самойленко Юрий, Скрипко Елена

Комментариев нет:

Отправить комментарий