В конце прошлого года ушел в историю самый заметный в буквальном смысле
объект Чернобыльской АЭС - вентиляционная труба. Ее очертания помнит каждый,
кто хоть раз смотрел документальную хронику после взрыва.
Распилить и захоронить
Сразу
после взрыва труба потеряла равновесие. Очевидцы говорят, что опорные
конструкции как будто висели в воздухе, их пришлось со временем укреплять. Но в
это же время продолжалось строительство объекта "Укрытие-2" - так
называемого нового саркофага. Обойти вентиляционную трубу или накрывать ее
новым саркофагом было очень сложно технологически, да и экономически
нецелесообразно. Поэтому инженеры решили пойти другим путем и построить в
стороне от будущего саркофага новую систему вентиляции. А предыдущую
планировали в будущем демонтировать.
На
первый взгляд разрушить массивную конструкцию - не слишком уж сложная задача.
Как говорится, ломать - не строить: разобрали и вывезли. Но на деле все
оказалось не так просто. Во-первых, речь шла об объекте весом более 350 тонн.
Это как семь загруженных товарных вагонов. А высота трубы около 150 м - как 33
этажа жилого дома.
Просто
повалить такую махину означало разрушить сотни квадратных метров старого
саркофага и выпустить наружу радиоактивную пыль. Пыль полетела бы из реактора
под трубой и из самой трубы, внутри которой накопились тонны радиоактивной
сажи. Кроме того, из-за высокого уровня радиации работать на демонтаже должно
было как можно меньше людей. Это означало, что заниматься демонтажем
приходилось бы в несколько приемов.
Разработкой
проекта государственный институт "Атомэнергостройпроект" занимался в
течение нескольких месяцев. В результате предложили распилить трубу на шесть
частей, снять их по очереди и затем захоронить в машинном зале третьего
энергоблока. Для начала работ ожидали только ввода в эксплуатацию новой трубы,
что и произошло в середине октября.
Помогал немецкий кран
В том
же месяце начали демонтировать трубу. В тендере на проведение работ участвовали
как украинские, так и западные подрядчики. Отечественная команда - корпорация
"Укртрансбуд", а также институт "Атомэнергостройпроект" и
ДП "Западно-Украинское монтажное управление Южтехэнергомонтаж" -
предложила наиболее дешевое и технологически совершенное решение. Их проект
обошелся в 11,7 миллиона долларов.
"Главным
героем" демонтажа стал уникальный сверхтяжелый кран "Демаг"
грузоподъемностью 1600 тонн, что позволяет поднять до 70 тонн груза на
200-метровой стреле. Таких механизмов во всем мире не более десятка. Именно
этот кран морем доставили из Италии, где он был занят на других работах. Из
порта в Ильичевске в Чернобыль его везли на 92 грузовиках.
Кран с
другими характеристиками в Чернобыле не пригодился бы. Труба вентиляции стояла
на расстоянии 100 метров от ближайшего ровного клочка земли, где в принципе
можно было установить кран.
С проектом справились в рекордные
сроки
Необычные
работы в Чернобыле не прошли незамеченными мимо западной прессы. К примеру,
британская The Independent писала перед стартом демонтажа: "Это одна из
самых сложных работ. Сегменты трубы весом 55 тонн каждый, полные радиоактивной
сажи и пыли, будут отрезаны плазменным резаком командами, состоящими из двух
мужчин, и будут удалены с помощью крана. Подъемы сегментов будут очень
беспокойными: если кран промахнется или оператор просчитается и сегмент попадет
в реактор, то новое облако радиоактивной пыли может попасть в атмосферу".
Строители
спешили, им удалось реализовать весь проект в рекордные сроки - за 25 дней.
- Нам
было важно завершить демонтаж конструкции до ухудшения погоды. Если бы поднялся
ветер и начались дожди, мы не смогли бы работать при помощи этого крана, -
рассказывал зампредседателя правления корпорации "Укртрансбуд"
Владимир Беломытцев.
К
счастью, обошлось без серьезных инцидентов. Но нельзя и сказать, что все прошло
как по маслу. Во время подъема шестого, предпоследнего сегмента трубы,
сработали системы безопасности крана.
-
Газоотводный ствол и ограждающая конструкция уже были отрезаны. Но кран не смог
поднять сегмент, фрагмент оказался значительно тяжелее расчетов проектантов, -
рассказывал об этом гендиректор ЧАЭС Игорь Грамоткин. - Это была пятница, 15
часов. Труба отрезана, фрагмент практически висит над четвертым энергоблоком.
Мы вынуждены были начать обратный процесс раскрепления трубы и ее заваривания.
Эта уникальная работа проводилась в тяжелых радиационных условиях. Решили
извлекать и поднимать отдельно ствол и обрешетку трубы. Ночью работы
продолжались.
По его
словам, за ночь план переработали. Тяжелый фрагмент разрезали на две части и
начали перемещать частями. Из-за непредвиденных осложнений западные
консультанты предложили сменить персонал монтажников, которые были заняты в
работах. А фрагмент трубы при этом оставался висеть в воздухе.
Чтобы
подчеркнуть героизм сотрудников, которые внесли свой неоценимый вклад в
устранение предаварийной ситуации, Игорь Грамоткин назвал их фамилии прямо в
ходе итогового доклада. Среди них, в частности, Александр Плотников, Сергей
Приходько, Андрей Николаенко, Богдан Середа, Константин Дорошенко, Виктор
Матвийчук, Петр Мельничук, Юрий Кневец, Максим Довбыш, Алексей Вихарев.
Наиболее отличившиеся по итогам проведения демонтажа будут представлены к
ведомственным и государственным наградам…
После
демонтажа трубы теперь уже ничего не мешает консорциуму Novarka собирать новый
безопасный объект "Укрытие-2" над разрушенными зданиями 3-го и 4-го
энергоблоков. В ближайшие два года над реакторами возведут первую половину
арки, а затем наступит и черед второй.
Наша справка
Вентиляционная
труба - это один из необходимых элементов конструкции энергоблока с ядерным
реактором. Известная большинству наших сограждан "полосатая" труба
ВТ-2 обеспечивала "подтягивание" воздуха в помещения 3-го и 4-го
энергоблоков, создавая условия для работы людей и эксплуатации оборудования в
условиях повышенного уровня радиации.
После
трагической аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года труба продолжала
выполнять свою функцию - вентиляция помещений и создание условий для работы
персонала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий