В Верховной Раде считают: поскольку власть заранее не позаботилась о
развитии центров предоставления бесплатной вторичной правовой помощи, то и
предоставлять ее незащищенным категориям граждан не стоит. По крайней мере до
2015 года. Таким образом, граждане, которым не хватает средств на оплату услуг
защитника, не смогут рассчитывать на помощь в административных и гражданских
делах.
Кому нужна помощь?
Закон
«О бесплатной правовой помощи» Верховная Рада приняла еще 2 июня 2011 г., и с
тех пор его положения вступали в силу поэтапно.
Так, с
1 января 2013-го началось предоставление бесплатной вторичной правовой помощи
лицам, указанным в пп.3—7 ч.1 ст.14 данного закона. На приезд адвоката, услуги
которого оплачивает государство, могут рассчитывать лица:
— к которым применено
административное задержание;
— к которым применен
административный арест;
— которые задержаны
по подозрению в совершении преступления;
— которым в качестве
меры пресечения избрано содержание под стражей;
— в уголовных производствах, если всоответствии с положениями Уголовного процессуального кодекса адвокат привлекается следователем, прокурором, следственным судьей или судом для осуществления защиты по назначению или проведения отдельных процессуальных действий.
Очередное
расширение направлений предоставления бесплатной правовой помощи должно быть
осуществлено с 1 января 2014 г. С этого момента запланировано поэтапное
обеспечение предоставления бесплатной вторичной правовой помощи лицам,
указанным в пп.1, 2, 8—12 ч.1 ст.14 данного закона. На «плечо» государства во
время представительства в судах, государственных органах и органах местного
самоуправления могли бы рассчитывать:
— лица при условии,
что среднемесячный совокупный доход их семьи меньше, чем сумма прожиточного
минимума, и инвалиды, получающие пенсию или назначенную вместо пенсии помощь,
если ее размер меньше двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц;
— дети-сироты, дети лишенные
родительской опеки, беспризорные дети, а также дети, которые могут стать или
стали жертвами насилия в семье;
— лица, на которых
распространяется действие закона «О беженцах и лицах, нуждающихся в
дополнительной или временной защите»;
— ветераны войны и
лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны,
гарантиях их социальной защиты», лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые
заслуги перед Родиной или являющиеся жертвами нацистских преследований;
— лица, в отношении которых
суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности, признании
физического лица недееспособным или восстановлении гражданской дееспособности;
— лица, в отношении
которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном
порядке;
— лица,
реабилитированные в соответствии с законодательством.
Несмотря
на то что обеспечение такой помощи с нового года должно только начаться, а
также на то, что закон не объясняет, что именно следует понимать под поэтапным
вступлением в силу, в Координационном центре по предоставлению правовой помощи
не скрывают оптимизма. «С 1 января 2014 г. бесплатная вторичная правовая помощь
также будет предоставляться в гражданских и административных судебных спорах
определенным социально незащищенным категориям граждан. В частности, лицам,
среднемесячный совокупный доход которых меньше прожиточного минимума,
несовершеннолетним, детям, лишенным родительской заботы, и другим категориям»,
— рассказал во время общения с гражданами директор центра Андрей Вишневский.
Вместе с тем он признал, что для этого необходимо финансовое обеспечение.
В
полном объеме всем перечисленным категориям лиц бесплатная вторичная правовая
помощь должна предоставляться с начала 2017 г., а если парламент поддержит
проект закона «О прокуратуре» (№3541) — уже с 1 июля 2014 г.
«Подарок» на Николая
Однако
с предусмотренным поэтапным расширением вторичной правовой помощи со следующего
года согласны не все в Верховной Раде. Народный депутат от фракции Партии
регионов Дмитрий Шпенов подал законопроект «О внесении изменения в Закон
Украины «О бесплатной правовой помощи» (относительно отсрочки вступления в силу положений пункта 6
раздела VI «Заключительные и переходные положения») (№3792).
Парламентарий
предлагает перенести поэтапное расширение предоставления правовой помощи на 1
января 2015-го. «Отсутствие в 2013 г. какого-либо финансирования расходов на
развитие институционной и материально-технической составляющих системы
бесплатной правовой помощи, а также сокращение расходов на оплату деятельности
адвокатов, оказывающих бесплатную вторичную правовую помощь, делают
невозможными вступление в силу указанных положений закона и их реализацию
Минюстом», — отмечает народный избранник.
Правда,
налогоплательщикам система вторичной правовой помощи обходится не так уж и
дорого. По словам А.Вишневского, в этом году на нее пришлось потратить 72
млн грн., из них 26 млн грн. — на капитальные инвестиции в развитие.
Законопроект
Д.Шпенова был зарегистрирован в парламенте 19 декабря, и до новогодних каникул
парламент рассмотреть его не успел. Поэтому «спорные» положения все же вступят
в силу, хотя после праздников нардепам ничто не помешает отложить их до «лучших
времен».
Может ему себе взять и что-то отложить.
ОтветитьУдалить