Такой поворот событий предложили сценаристы нового сериала об аварии на
станции.
Из чернобыльской трагедии хотят сделать блокбастер. В 12-серийном
фильме, который собираются снимать по книге бывшего сотрудника ФСБ Анатолия
Ткачука, два главных героя: агенты ЦРУ и КГБ. Миссия первого — взорвать
реактор. Второй, понятно, безуспешно пытается предотвратить трагедию. Спустя 20
лет американский разведчик приезжает в Россию, но теперь уже... в образе
директора фонда помощи детям Чернобыля. В конце душераздирающего сюжета он
встречается со своим советским «коллегой» и просит прощения от имени всего
американского народа.
В
новом телесериале есть все, чтобы он стал кассовым: любовная линия, сцены с
погонями, трагические судьбы героев. Нет только правды.
Для
ликвидаторов и тех, кто потерял на станции родных и близких, подобный сериал
как нож в сердце. «Нельзя в угоду зрительскому интересу так нагло перекраивать
историю», — говорят члены общественной организации «Союз «Чернобыль Москвы», в
руки которых случайно попал сценарий сериала. Новая трактовка событий настолько
возмутила общественников, что они передали в редакцию «МК» открытое письмо
против съемок данного фильма.
«Нас,
чернобыльцев, взяла оторопь от того, что в будущем телешлягере главным
спасителем станет чекист, противостоящий проникшим в «зону» американским
разведчикам... На наш взгляд, сценарий фильма — не просто неудача. Это
провокационная работа. Тем более что причины аварии на ЧАЭС давно известны. Но
правда авторам сценария, видимо, неинтересна...» — обращаются в послании
руководитель работ Министерства энергетического машиностроения СССР на
Чернобыльской АЭС, профессор Игорь Острецов и председатель комитета «За
безопасный ядерный мир» «Союза «Чернобыль Москвы» Валерий Волков.
«Для
нас, да и для всех чернобыльцев то, как предстанут в глазах миллионов
телезрителей участники тех событий, — вопрос принципиальный».
О том,
почему этот фильм не имеет права попасть на экран, «МК» поговорил с одним из
авторов письма.
— Игорь Николаевич, как вы узнали
о съемках данного сериала?
—
Съемок пока нет, надеюсь, и не будет. А сценарий к нам в руки попал случайно.
Его передали председателю московского союза «Чернобыль» Андрею Грушенкову. Он
попросил взглянуть нас. Дело в том, что мы с Валерой (Волковым. — «МК»)
достаточно хорошо знаем реальную ситуацию на станции. Я приехал туда в первые
дни после аварии в качестве одного из участников комиссии по безопасности
атомных электростанций СССР и оставался на станции до июля 1987 года, когда
были закончены основные работы по возведению саркофага и запущены три блока.
Валера, который был моим заместителем, оставался там дольше. Он жил в Припяти и
работал на АЭС вместе с женой. В ночь на 26 апреля 1986 года сам он уехал в
командировку, но супруга была на смене. Она получила огромную дозу радиации и
впоследствии умерла от тяжелейшей формы рака. Для нас все, что происходило на
станции, носит глубоко личный характер. Поэтому мы не можем допустить, чтобы
фильм по такому сценарию попал в эфир.
— Какой из поворотов телесаги
удивил вас больше всего?
—
Сериал весь строится на фантастических предположениях. Но говорить о том, что
аварию спровоцировали американские шпионы, — уже за гранью. Ведь кто виноват в
трагедии, давно известно. Была типичная недоработка главного конструктора
реактора и научного руководителя работ академика Александрова. Сейчас говорить
о конструктивных недостатках РБМК не имеет смысла, но по факту реактор был
«сырым», трудным в управлении. За десять лет до Чернобыля подобное ЧП уже
случалось на Ленинградской АЭС, где были установлены такие же блоки. Масштабной
трагедии удалось избежать: взрыва не было, но был выброс, хоть и небольшой.
После того происшествия разработали перечень мер по доработке этих реакторов. К
сожалению, авторитет Александрова задавил здравые предложения. Дождались нового
инцидента, уже более мощного. Наша комиссия должна была определить судьбу
остальных 16 реакторов подобного типа, функционировавших на территории СССР. В
заключении, которое мы составили, совершенно определенно говорилось, что к
аварии привели конструкторские недоработки. Но этот вывод руководство страны
приняло в штыки: «Вы что, хотите, чтобы были остановлены все 16,5 млн киловатт?
Тогда на всей промышленности в Европейской части СССР можно ставить крест...»
Нам закрыли рты, а аварию списали на стрелочников. Поэтому-то и суд проводили в
местном, чернобыльском, ДК — чтобы не было неугодных свидетелей.
— Кстати, эти реакторы потом все
же остановили?
— Что
вы, до сих пор почти все работают. Из 16 остановили только два в Литве и три в
Чернобыле. В России все 11 реакторов остались. На той же Ленинградской АЭС до
сих пор функционируют четыре блока. Они уже сыплются. В 2003 году, когда
закончился ресурс первого энергоблока, мы даже подавали иск в Страсбургский суд
на Владимира Путина — он тогда был первый срок на посту президента. Нам,
конечно, отказали. Зато если теперь на ЛАЭС рванет и Европу засыплет
радиоактивным пеплом, мы покажем им решение Страсбурга. Конечно, после взрыва в
Чернобыле все рекомендации внедрили, конструкцию реакторов улучшили. Но они не
вечны. А сегодня они продолжают работать сверх ресурса. Графит просто-напросто
рассыпается. Сейчас, например, на Ленинградской АЭС уже второй блок выработал
ресурс. Но в северо-восточном регионе с энергетикой дефицит. Поэтому время
работы продлевают.
— Но вернемся к фильму. Ведь
версия о том, что взрыв подстроили американские шпионы, действительно
существует. По крайней мере, на просторах Интернета...
—
Версий огромное количество высказывалось: и сейсмика виновата, и удар молнии.
Дурь все это. Был плохой реактор — и он взорвался. Точка. Показывать на
многомиллионную аудиторию домыслы некомпетентных людей нельзя.
— А вообще, на ваш взгляд, могут
существовать художественные фильмы о событиях на ЧАЭС?
—
Почему нет. Но лишь в том случае, если будет сохранена историческая правда.
Пока таких фильмов я не видел. Например, не так давно меня пригласили на
передачу Гордона. Обсуждали украинский фильм «Мотыльки» — душераздирающую
историю любви мальчика и девочки на фоне чернобыльских событий. И опять фильм
полностью построен на домыслах. Показывают, как все плохо было организовано,
какая была паника. Это типичное вранье. Уж где-где, а в Союзе в случае тяжелой
ситуации все умели организовать на высшем уровне. Все было сделано быстро и
четко. Японцы со своей «Фукусимой» будут ковыряться еще неизвестно сколько, а в
Чернобыле в апреле произошел взрыв, а в ноябре уже стоял саркофаг. Эвакуацию
населения объявили на следующий день. Да, первое время была неясность по части
способов ликвидации последствий катастрофы: сыпали мешки с песком с вертолетов,
хотели рыть тоннель под реактором — думали, что там осталось топливо. Но
поймите, подобных инцидентов до этого не случалось не только в СССР, в мире.
Была авария на Три-Майл-Айленд в США. Но там обошлось без выброса, все осталось
под оболочкой. Да, было много метаний с точки зрения науки, сложно было ученым.
Взять хотя бы академика Легасова...
— Кстати, по поводу реальных
персонажей. Они в сериале есть?
— В
том-то и проблема, что есть. Но так как события фильма родились в голове
сценариста, то и поведение реальных людей тоже решено было «подправить».
Например, в сценарии присутствует зампред правительства, руководитель комиссии
по ликвидации последствий аварии Борис Щербина. В сценарии он представлен как
человек, готовый безжалостно жертвовать тысячами человеческих жизней. А ведь он
несчетное количество раз прилетал в чернобыльскую зону и умер от облучения. Да,
Борис Щербина — личность противоречивая, многие его критикуют. Но писать его
только черной краской нельзя. Это могут подтвердить многие работавшие в те дни
на станции. Есть в фильме и другие персонажи, известные на весь мир, например
академик Легасов. Но в фильм попал лишь небольшой отрезок из его биографии. О
трагическом же исходе его жизни — он, напомню, покончил жизнь самоубийством,
предварительно записав пять кассет с предположениями о реальных причинах
аварии, — ни слова. Так было выгодно сценаристам. А академика Александрова в
фильме и вовсе нет. Зачем усложнять фильм лишними персонажами, если по сценарию
в трагедии виноваты американские шпионы?
— Есть в фильме и еще один
эпизод, который вас возмутил. Я имею в виду сюжет с флагом, установленным между
реакторами в честь окончания работ. Это тоже вымысел?
— К сожалению,
нет. После того как работы по возведению саркофага были закончены, кому-то в
голову пришла идея водрузить на трубе между третьим и четвертым реакторами
знамя. Это был далеко не однозначный акт. С одной стороны, простые ликвидаторы
были воодушевлены чувством выполненного долга. С другой, добровольцы тогда не
понимали, что фактически идут на верную гибель. Ведь на крыше человека
поджидала мощность дозы до нескольких тысяч рентген в час. Поэтому руководству,
безусловно, необходимо было запретить эту акцию. Сейчас многие из руководителей
работ на ЧАЭС вспоминают о ней с глубочайшим стыдом. На самом деле осознание
глупости этого шага ко многим из них пришло почти сразу. Флаг сняли. Эту сцену
можно трактовать по-разному. Но авторы сценария посчитали, что этот эпизод
станет в финале фильма апофеозом героизма.
— Как вы думаете, зачем
сценаристы так перемалывают историю?
— В
реалистичном сериале пришлось бы углубляться в причины, показать характеры
реальных персонажей с нескольких сторон. Для сценаристов это сложно, а для
простых телезрителей — неинтересно. Нужен экшен. Но, как нам кажется, если бы
они сняли фильм, например, о судьбе жены Валеры Волкова или врача Гуськовой,
спасшей тысячи жизней, он был бы не менее интересен зрителям. Но правдив.
Анастасия Гнединская
Комментариев нет:
Отправить комментарий