«Дай мне руку, чернобыльский брат…»

Это слова из гимна организации инвалидов «Союз «Чернобыль» России». Прозвучал он в минувшую пятницу в тюменском ОДНК «Строитель» во время презентации книги мужества «Опалённые атомом».

У этой книги особая миссия: познакомить читателей с земляками, которые героически воевали с невидимым врагом — атомом, и помянуть тех, кто, совершив подвиг, «ушёл тихо, незаметно, не дожив до 40-50-60 лет». В «Опалённых атомом» вы не найдете пространных воспоминаний о том, как это было. Каждому «чернобыльцу» отведено всего несколько строк: для года и адреса рождения, военкомата, призвавшего на специальные сборы в Чернобыль, и указания полученной дозы радиоактивного облучения — 5 Рн, 10 Рн, 20 Рн, 39 Рн, 48 Рн… Даже самая малая доза представляет смертельную угрозу.

— Три года назад, — сказал во время презентации книги помощник тюменского областного комиссара Сергей Волобуев, — весь мир потрясла весть о радиационной аварии на японской «Фукусиме-1». Масштабы трагедии велики и последствия её, увы, долговечны. И они были бы еще больше, если бы японцам не помог наш опыт, полученный на Чернобыльской АЭС. Советским ликвидаторам этот опыт дался не сразу: первое время они просто вручную загоняли ядерного джинна в саркофаг.

Знали, что рискуют своей жизнью? Многие об этом имели очень смутное представление. Но и те, кто знал, на что идет, не отказались от выполнения поставленной задачи: шли в радиационную и химическую разведку, выполняли дезактивационные работы, «хоронили» загрязнённый грунт, осуществляли эвакуацию населения и животных из зоны заражения.

Первые страницы книги восстанавливают хронику чернобыльских событий. Процитирую некоторые из них:

«15.08.1972 г. В 11 часов дня был торжественно уложен первый кубометр бетона в основание деаэраторной этажерки главного корпуса первой очереди ЧАЭС, произведена закладка нержавеющей капсулы с письмом к будущим поколениям». «14.12.1977 г. Подписан Акт приемки первого энергоблока ЧАЭС в эксплуатацию». В мае 1979-го на проектную мощность будет выведен второй энергоблок, в декабре 1981-го осуществлен пуск третьего. 28 марта 1984 г. Киеву и Москве отрапортуют: «4 энергоблок выведен на проектную мощность 1000 МВт на 3 месяца ранее намеченного срока». Через пять месяцев на Чернобыльской станции будут выработаны первые 100 миллиардов кВт/ч электроэнергии. А в 1 час 26 минут 03 секунды 26.04.1986 г. на данном объекте сработала пожарная сигнализация: «В ходе проведения проектных испытаний на 4 энергоблоке ЧАЭС произошел взрыв». Через 2 минуты к месту аварии прибыл дежурный караул СВ ПЧ по охране станции. Через семь минут «на станцию из военизированной пожарной части г. Припять примчался караул лейтенанта Виктора Кибенка, который возглавил звено газодымозащитной службы и произвёл разведку пожара в помещениях, примыкающих к разрушенной зоне реактора. Это был самый опасный участок. Борьба с огнём шла на высоте от 27 метров до 71,5 м над уровнем земли». 15 отделений пожарной охраны из различных районов Киевской области сражались с огненной стихией. «В 6 часов 35 минут пожар был локализован полностью. Но в атмосферу было выброшено 190 тонн радиоактивных веществ. 8 из 140 тонн радиоактивного топлива реактора оказались в воздухе».

Я хорошо помню тот предмайский, по-летнему очень тёплый день, когда пришла весть об аварии на Чернобыльской АЭС. Она не нарушила ход предстоящих праздников: ведь пожар, который случился далеко-далеко от Тюменской области, потушен. А вот теперь, через 28 лет после трагедии, не могу унять внутреннего (глубинного) содрогания при чтении рассекреченных в книге «Опалённые атомом» сообщений той поры. Адресованы они были оперативной группе Политбюро ЦК КПСС. Протокол заседания этой группы № 5 от 4 мая 1986-го «принял к сведению», что «по состоянию на 4.05. госпитализировано 1882 человека, общее число обследованных достигло 38000». По состоянию на 9-00 6 мая «общее число госпитализированных составило 3454 человека, …число пораженных лучевой болезнью — 367 человек». Протокол № 12 от 12.05. сохранил информацию о том, что на стационарном обследовании и лечении находится 10198 человек.

Далёкая давняя беда настойчиво заявляет о себе по сей день тысячам наших земляков. Да, в книге указана точная цифра: с 1986-го по 1990-й на специальные сборы — по тревоге на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС из Тюменской области было призвано 1420 человек. Среди них были не только кадровые военные, солдаты срочной службы, но и «запасники» — не военные, по сути, люди в возрасте 40-45 лет. «Они отправлялись защищать страну, мир от невидимого противника, не имеющего цвета и запаха». Я не грешу против истины, когда пишу «тысячам». Потому что Чернобыль ворвался в семьи всех ликвидаторов. И многие из них осиротил. С 1986-го по 2013-й ушли в мир иной 370 тюменцев-чернобыльцев.

Минутой молчания почтили их память пришедшие на презентацию книги «Опалённые атомом» — ликвидаторы аварии, члены их семей, члены «Боевого братства», депутаты, представители областных общественных организаций. Памятью на долгие времена станет эта книга. Создавалась она по инициативе тюменского областного Союза «Чернобыль», объединившего в своих рядах и тех, кто принимал участие в ликвидации аварии, произошедшей в 1957-м на производственном объединении «Маяк», и участников последствий испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне.

Многострадальной назвал книгу Владимир Михайлович Толпейкин — руководитель Совета ТОООИ Союз «Чернобыль», кавалер орденов Красной Звезды и Мужества, кадровый офицер, в биографии которого — Афганистан и ЧАЭС. Многострадальная потому, что задумка о её издании осуществлялась долгие годы: фамилии одних чернобыльцев до сих пор являются федеральной тайной, а другие… Они не спешили предоставить в Союз свои данные — «больно вспоминать». Была и еще одна немаловажная причина: издание книги требует денег. В 2012-м Союз «Чернобыль» получил грант главы Тюмени. Сумма немалая, но недостаточная для того, чтобы систематизировать, подготовить материалы к печати, собрать всех ликвидаторов под одной обложкой. Благотворительную поддержку оказало издательство «Вектор Бук», которое возглавляет Сергей Лескин. А всю редакторскую работу добровольно выполнила Людмила Заиченко — сестра младшего сержанта Юрия Заиченко, который в 1986-м там, в Чернобыле, обеспечивал радиосвязь между штабами. На фотографии в книге он совсем еще мальчишка… Полученная им доза облучения не позволила стать взрослым.

…Когда ещё только начинаешь знакомиться с книгой, то открываешь её на первой попавшейся странице. Я открыла разворот 67-68: Виктор Семёнович Кассов в 1987-м выполнял работы по дезактивации, вывозу и захоронению загрязнённого грунта. Умер в 1993-м. Леонтий Карпович Кисляков, с 1 сентября по 25 октября 1986-го выполнявший работы по удалению радиоактивных элементов с 4-го энергоблока ЧАЭС, умер в 1998-м. Виктор Иванович Кисов, выполнявший в июне-июле 1987 года работы, связанные с обеспечением условий проживания работников реакторного цеха, служб ЧАЭС и строителей, умер в 2008-м.

Сообщение Людмилы Алексеевны Заиченко о том, что книга мужества «Опалённые атомом» передана в библиотеки юга области, вызвало аплодисменты присутствовавших на презентации: надо, чтобы люди знали своих героев-земляков в лицо, а тех, кого уже нет, — помнили.

— А истинная память об осиротевших семьях — забота о них, — подтвердил задачи тюменского областного Союза «Чернобыль» Владимир Толпейкин.

О том, что забота — не пункты будущих планов, рассказала Калима Бикназарова — вдова младшего сержанта Фарваса Бареевича, получившего во время дезактивационных работ на крыше энергоблока 2,825 Рн.

И паломнические поездки в Тобольск, Чимеево, и праздничные подарки детям, и оздоровление в санаториях — результат тесного содружества Союза «Чернобыль» с областным управлением социальной защиты, областным Советом ветеранов. Не без участия правительства области, администрации Тюмени в сквере Мужества на улице Минской установлен памятник ликвидаторам радиационных аварий. 26 апреля, в день, ставшим памятным с 1986-го, у его подножья соберутся не только те, кому довелось… Но и те, кто прочитал о них в книге «Опалённые атомом». Иногда и скудные строки биографии потрясают до самой глубины души.

Около 800 тысяч человек со всего Советского Союза принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и устранении её последствий.

1 комментарий:

  1. Людмила Заиченко22 мая 2014 г., 19:18:00

    НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА, СПАСИБО!
    ВАШ ОТКЛИК-РЕЦЕНЗИЯ ОЧЕНЬ ВАЖЕН ДЛЯ МЕНЯ.

    С УВАЖЕНИЕМ, ЛЮДМИЛА .

    ОтветитьУдалить