Во сколько Украине обойдется помощь от МВФ

По сообщению интернет-издания «АиФ Украина» с 4 по 14 марта в Киеве работала миссия по ее результатам будет сформирован новый перечень условий предоставления кредитования. Какими могут быть требования МВФ и чем придется пожертвовать простому украинцу, выяснял АиФ.

Чего хочет фонд?

Вокруг требований МВФ возникает много мифов. На самом деле, по словам экспертов, фонд условием выдачи кредита всегда выдвигал три блока вопросов: ликвидация дефицита госбюджета, гибкое курсообразование и проведение структурных реформ.

Все остальное не является требованиями, а лишь рекомендации. В частности, МВФ советует ограничить рост минимальной зарплаты в соответствии с уровнем инфляции, но не говорит о снижении «минималки». Сейчас не обсуждается вопрос моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Фонд также не настаивает на ограничении упрощенной системы налогообложения. Не требует приватизации всех без исключения шахт. Зато рекомендует продать дотационные промышленные объекты, на модернизацию которых у государства не хватает средств.

«Ужимка» депутатов

Что же именно нужно сделать Украине для того, чтобы выполнить три главных условия и как это отразится на простых украинцах?

Первый блок вопросов связан с сокращением госбюджета. По мнению экспертов, часть мер, которые может предпринять правительство, будут популярными. Другая вызовет в обществе неоднозначную реакцию.

«Госбюджет может быть урезан за счет отказа чиновников от льгот, использования служебных автомобилей, чартерных рейсов и так далее, – рассказал АиФ Олег Устенко, директор Центра мировой экономики международных отношений НАН Украины. – Также можно экономить на госзакупках, отказаться от системы откатов, непрозрачных покупок и офшорных схем. К примеру, можно не покупать лавочки для киевского метро за 3 тыс. грн, а приобрести их за 300».

По мнению аналитика, такую идею украинцы поддержат. В конце февраля Верховная Рада Украины приняла закон об отмене льгот депутатам Верховной Рады.

Цена газа

Впрочем, есть и болезненные темы. Для ликвидации дефицита бюджета правительству придется решить вопрос с долгами НАК «Нафтогаз».

«Как известно, Россия отказалась продлевать действие скидки на газ, и «Нафтогазу» с апреля снова придется закупать его не по 268,5 долл. за кубометр, а по 400-420, – рисует не радужную картину Устенко. – В этом случае мы столкнемся с ситуацией, когда дефицит превысит отметку в 2% ВВП. Это миллиарды долларов».

Увы, повышение тарифов на газ – лишь вопрос времени. И решаться он будет не в пользу рядовых потребителей.
«В первую очередь это коснется населения, так как тариф для него намного ниже уровня себестоимости предоставляемых услуг, – поясняет АиФ Игорь Шевляков, эксперт Украинского институт публичной политики. – Речь может идти о повышении в два-три раза. Но фактически сейчас понятно, что экономика в кризисе, доходы населения подвержены давлению. Резкое повышение тарифов приведет к риску больших неплатежей. Поэтому, скорее всего, будет обсуждаться переходный период, когда повышение будет совершено поэтапно, причем с возможным сохранением льгот для малоимущих слоев населения».

Если сейчас те, кто потребляет природный газ объемом до 2,5 тыс. кубометров, платит 72 грн. 54 коп. за куб (а это большинство простых украинцев), то с апреля эта цена может подняться до 145-218 грн. Для тех же, кто потребляет больше топлива, эксперты прогнозируют еще большее повышение.

Коснется повышение тарифов и предприятий. «Правительство должно будет убрать коррупционные схемы, когда одни предприятия покупают газ по льготной цене, другие – по рыночной, и сделать тарифы для всех одинаковыми», – считает Устенко.

Пенсии и льготы

Для уменьшения дефицита бюджета, возможно, придется коснуться еще одной болезненной для простых украинцев темы: схемы начисления пенсий и всевозможных льгот.

«В плане реформирования Пенсионного фонда первый шаг уже сделан предыдущим правительством, – напоминает Шевляков. – Был увеличен пенсионный возраст. Но скорее всего, уже в этом году будут пересмотрены планы по индексации. Будут приниматься решения по поводу пенсий для госслужащих и других особых категорий граждан: чернобыльцев, многодетных семей и т. д. Для них, скорее всего, будет установлен потолок».

В то же время, по мнению О. Устенко, пенсиями все не ограничится. «Будет идти речь и о замораживании зарплат бюджетников на текущем уровне (в нынешнем бюджете заложен их рост почти на 20% к концу года) либо даже их урезании, о сокращении бюджетных программ, о снижение всех субсидий и льгот», – говорит он.

Статья по теме

Тем временем новое украинское правительство уже заявило о готовности идти на эти непопулярные шаги. «Мы выполним все требования МВФ по той простой причине, что у нас нет другого выбора, – заявил премьер-министр Арсений Яценюк. – Будем принимать крайне непопулярные меры. Да, это повышение тарифов, это касается субсидий, это касается социальных программ».

Также Кабмин принял решение приостановить финансирование более 40 госпрограмм и 80 госпроектов, которые требовали бюджетного финансирования на 48 млрд грн.

Гибкий курс

Второй блок вопросов, которые требует решить МВФ, – курсовая политика. Там говорят, что переход НБУ к гибкому курсообразованию гривны повысит конкурентоспособность украинской продукции, усилит тем самым позиции экспортеров на внешних рынках и станет дополнительным фактором экономического роста. Но на первоначальном этапе гибкий курс больно ударит как по предприятиям, так и по простым украинцам.

«Переход к гибкому курсообразованию де-факто уже произошел, – отмечает Устенко. – Жесткая монетарная политика дестимулирует экономику, но она необходима на первоначальном этапе. Это может больно ударить по целому ряду отраслей: производству, строительству. Может поставить крупные предприятия в сложные условия с поиском оборотных средств».

Для простого украинца все это может обернуться тем, что стоимость кредитов не просто не уменьшится и не останется прежней, но увеличится. Это явно не будет стимулировать ипотеку.

Реформы

Третью группу вопросов связывают со структурными реформами. Речь идет о борьбе с коррупцией, теневым сектором, перестройке судебной системы и снижении административного давления на бизнес.

В Украине никто не спорит с тем, что масштабы теневой экономики колоссальны. Только в 2012 г. порядка 150 млрд долл. находились в тени. При том, что «на свету» – 175 млрд. Тень кормит коррупцию, с другой стороны, она же ее и порождает. Если побороть эти явления, существенно удастся сократить дефицит бюджета.

По мнению экспертов, все перечисленные изменения Украине нужны. Стране, правда, придется года на три затянуть пояса. Однако в долгосрочной перспективе это должно привести к улучшению ситуации. Но вся сложность проведения реформирования экономики в том, что до предела накалена политическая обстановка. Ведь ни одна страна в мире не проходила столь масштабных преобразований в подобных условиях.

Кстати

Украина стала членом МВФ в 1992 г. В 1994-1995 гг. стране предоставили транш в 763,1 млн долл., но из-за невыполнения ряда условий программу завершили досрочно. В1995-1998 гг. Украина получила кредиты на сумму 1 млрд 935 млн долл.; в 1998-2002 гг. – 1 млрд 591 млн долл.; в 2004-2005 гг. – 600 млн долл. Вплоть до 2008 гг. кредитные отношения были остановлены из-за невыполнения Украиной условий МВФ. В 2009 г. МВФ выделил 2 млрд долл., что позволило не допустить дефолта и не сокращать финансирование социальных расходов. С декабря 2010 г. МВФ перестал кредитовать украинскую экономику из-за невыполнения условий предоставления транша. На данный момент Украина должна МВФ 3,6 млрд долл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий