В монетизации льгот заинтересованы и пенсионеры, и перевозчики

Правительство намерено заменить льготы на проезд в транспорте адресной помощью – со следующего года все без исключения пассажиры будут платить за билет «живыми» деньгами.

Как заявила руководитель отдела автотранспорта Мининфраструктуры Светлана Кубальская, Министерство соцполитики и Мининфраструктуры технически полностью готовы к тому, чтобы уже с 1 января 2016 монетизировать льготы на проезд в транспорте.

Предстоит только определиться с суммой, которую государство будет ежемесячно выделять льготнику на проезд.

– В 2015 году на оплату проезда одного льготника было предусмотрено 47 гривен на год. Но мы понимаем, что этих средств недостаточно, — отметила представительница Мининфрастратруктуры. – Считаем, что размер адресной помощи должен составлять 250—300, а, может, и 400 гривен.

В Мининфраструктуры уточнили, что при замене льготного проезда адресной денежной помощью речь пойдет об охвате всех льготных категорий населения, независимо от того, пользуются они транспортом или нет.

– Человек сам будет решать, тратить эти средства на проезд, лекарства или еще на что-то, — отметила Светана Кубальская.

Льготники воспринимают грядущую перспективу по-разному.

– Я только «за», – говорит пенсионер Валерий Петрович. – Ноги больные, дальше скамейки во дворе никуда не выбираюсь. Вот и получается: кто-то этой льготой пользуется по несколько раз на день, а для меня она остается только на бумаге. Конечно, было бы неплохо, если бы ее заменили живыми деньгами.

Лилия Павловна, несмотря на пенсионный возраст, полна сил и ежедневно ездит на работу, добираясь двумя видами транспорта.

– Я не против монетизации, но смотря какую сумму выделит государство. Может, ее лишь на пол-месяца хватит, – рассуждает она. – Опять же транспорт периодически дорожает, будет ли меняться размер адресной помощи – вопрос.

Льготница Надежда Сергеевна адресной помощи только рада.

– Чтобы не скандалить, я все равно каждый раз в маршрутках хоть гривну, но плачу, – говорит она. – Неужели больше не придется унижаться?

С нетерпением ждут нововведения и перевозчики.

– На моих маршрутах 60% пассажиров – льготники. Приблизительно на 600 тысяч гривен в месяц я вожу пассажиров бесплатно. Эти расходы государство не компенсирует. Если люди будут расплачиваться живыми деньгами – я смогу покупать новые автобусы, платить сотрудникам нормальную зарплату, чтобы они работали добросовестно, – говорит харьковский перевозчик Александр Степко. – Исчезнут скандалы водителей с пассажирами. Мне проще будет говорить с водителем на эту тему: нахамил пассажиру – будешь оштрафован. Это очень хорошее дело, но я, честно говоря, сомневаюсь, что монетизация льгот будет введена – обещают ведь уже не первый год.

В Мининфраструктуры уверены: монетизация льгот позволит не только сохранить, но и развить маршруты там, где сейчас перевозчики не хотят работать, поскольку их услугами пользуются преимущественно льготные категории населения.

А по мнению и.о. заместителя председателя ХОГА Вадима Глушко, замена льгот адресной помощью также нанесет удар по мошенникам, которые пользуются липовыми удостоверениями.

– Просчитать, сколько раз тот или иной льготник проехал бесплатно в общественном транспорте, нереально. Сейчас очень много поддельных удостоверений – и проверить, настоящее оно или липовое, водителю очень тяжело. А государство не обманешь – есть четкий реестр льготчиков, и при монетизации они будут получать на свои лицевые счета определенную сумму адресной помощи, – говорит Вадим Степко. – И льготник вправе сам решать, как распорядиться этими деньгами. Например, для людей, которые проживают в сельской местности и общественным транспортом практически не пользуются, это дополнительный материальный ресурс. А чернобыльцы, которые имеют 50%-ную льготу на одну поездку в год на железнодорожном транспорте или право на бесплатный проезд раз в два года, но годами никуда не ездят, при монетизации получат живые деньги.

При этом чиновник признает, что монетизация льгот потянет за собой увеличение нагрузки на государственный бюджет.

– Например, в России, где уже пошли по этому пути, издержки бюджета выросли в
2,5 раза, – говорит он.

По словам Вадима Глушко, речь о монетизации льгот на проезд идет в программе деятельности правительства на 2016 год. Кроме того, на коллегии в Счетной палате тоже акцентировали внимание на том, что было бы неплохо заменить льготы на проезд адресной помощью.

– Но пока нет ни одного документа, который бы регламентировал этот вопрос, – говорит он.



Комментариев нет:

Отправить комментарий