Изменим налоговую систему — и инвестиции потекут рекой, — говорит
координатор группы «Налоги» Гражданской Платформы «Нова країна» Павел
Себастьянович в эфире «Громадського радіо» рассказал, как должна проходить
реформа налоговой системы, и кто должен координировать процесс.
Наталия Соколенко: У нас есть 2 варианта проведения
налоговой реформы: один предлагает Министерство финансов, второй – общественные
независимые неправительственные организации, аналитические центры и народные
депутаты. Павел, почему нынешняя налоговая система нуждается в реформировании?
Павел Себастьянович: Если мы посмотрим на
экономическую ситуацию в нашей стране, то сразу видно, что что-то у нас не в
порядке. У нас доход на душу населения получается 1700 долларов на человека.
Для сравнения: в благополучных странах — в Великобритании, Франции, США —
выходит порядка 50 тыс. долларов на душу населения, а в таких странах, как Польша,
страны Прибалтики —17– 20 тыс. долларов. Мы отстаем от них в 10 раз. Причиной
этому является экономическая политика, в частности, налоговая система. Она либо
способствует росту предпринимательства, либо угнетает. Вот у нас налоговая
система угнетает.
Наталия Соколенко: Что предлагается взамен
существующей системе?
Павел Себастьянович: Есть 2 параметра, по которым
оценивается налоговая система: ставки налогов и администрирование. Ставки — это
непосредственно cуммы, которые должны уплатить люди по результатам своей
деятельности, а администрирование — это процесс общения налогоплательщика и
государства. Эти два параметра надо привести к тому, к чему наше общество уже
созрело.
Ставки должны быть радикально уменьшены, ведь
существующие ставки заставляют предпринимателя быть в тени. И из-за того, что
люди не платят ставки налогов, большая часть экономики находится в тени.
Правоохранители этим пользуются: берут дань с предпринимателей, чтобы те могли
не платить в бюджет. Таким образом, все чиновники, которые в это вовлечены,
являются очень богатыми людьми. Прокуроры, судьи, чиновники помогают
предпринимателям не платить в бюджет.
У нас получается 2 бюджета: один — реальный, который
должен выполнять социальную функцию (выплачивать пенсии и зарплаты), и второй —
нереальный, который собирается в карманах налоговиков и правоохранительных
структур. Изменить это может уменьшение ставок налогов.
Наталия Соколенко: В Минфине так не считают?
Павел Себастьянович: Как верстается бюджет? Каждый
год верстается бюджет, который больше предыдущего. Ведомств и министерств с
каждым годом становится все больше. И Минфин в данном случае выступает, как
бухгалтер: он играет роль сведения баланса между доходом и расходом.
Естественно, проводить реформы он не может, для этого есть Министерство
экономического развития, которое должно было разработать реформу, а Минфин мог
бы посчитать ее бюджет.
Наталия Соколенко: Почему этого не произошло? Ведь
сейчас министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус выступает
в роли реформатора?
Павел Себастьянович: Это прямое нарушение закона
премьер-министром Арсением Яценюком. Он, вопреки закону и прописанному
функционалу Минэкономики и Минфина, поручил проведение реформ Министерству
финансов. Есть еще Государственная фискальная служба, которая изначально была
подчинена Яценюком Кабинету Министров, то есть коллегиальному органу, а не
конкретному министерству. В этом году,ГФС подчинили Минфину что также мешает
реформированию службы.
То, что сейчас предлагает сделать Минфин, это повторить
декабрь 2014 года. В ночь с 28 на 29 декабря под бешеным давлением принимались
и бюджет и налоговая реформа. В результате экономика упала на 17% в первом
квартале, и на 14% во втором. Минфин сейчас предлагает усиление налогового
пресса.
Валентина Троян: Павел, хотелось бы поговорить о
налогах и Донбассе. Глава Союза предпринимателей Луганска Сергей Давыдов
говорит, что налоговая в Станично-Луганском районе массово штрафует людей, потому что они, пока
стоял бизнес, ничего не могли платить. И теперь им необходимо предоставить
около 30 документов для того, чтобы доказать наличие форс-мажора. Как быть
людям?
Павел Себастьянович: Было бы очень классно, если бы
была проведена настоящая налоговая реформа — и восточные регионы и
оккупированные территории смотрели бы на нас с завистью и хотели бы к нам
присоединится. Но то, что государство делает сейчас, только способствует
разделению общества. То, о чем вы говорите, есть по всей Украине. Все
предпринимательство в стране попало под пресс налоговой милиции.
У нас экономическими преступлениями занимаются все,
кому не лень: МВД, СБУ, прокуроры, налоговая милиция — всего около 20 тыс.
силовиков занимаются предпринимателями. В Великобритании, где население больше,
чем у нас в 2 раза, экономические преступления расследует 3 тыс. человек. Вот
почему нам надо сокращать такие структуры.
В том законопроекте, который мы подготовили,
предлагается ликвидация налоговой милиции, сокращение сотрудников
Государственной фискальной службы с упразднением районных инспекций. Это миф,
что налоги платятся только из-за существования налоговой милиции. Каждый
человек сам знает, что государство надо содержать. Поэтому заставлять людей
платить больше — это тупиковая ситуация. Кроме того законопроект уменьшает
нагрузку на фонд оплаты труда.
Наталия Соколенко: А где гарантии, что после
уменьшения ставок платить налоги захотят все?
Павел Себастьянович: Сегодня существует конкуренция
между тенью и бюджетом. Конкурируют два рынка внутри страны. Понятно, что если
в бюджет надо заплатить около 60% от зарплаты и тут же существуют налоговые
ямы, то все выбирают именно налоговые ямы. Ведь когда вы выбираете налоговые
ямы, вы получаете не только наличные деньги, но и хорошее отношение со стороны
налоговых органов. Как только государство снижает налоги, повышается
конкурентоспособность бюджета. То есть бюджет становится более доступным для
предпринимателя, и появляется возможность вести бизнес легально.
Наталия Соколенко: А вот премьер-министр Арсений
Яценюк в курсе всей этой ситуации?
Павел Себастьянович: Когда пришел Виктор Ющенко и
объявил, что то будет ликвидирована налоговая милиция, мы все платили белые
зарплаты. Но это было до первых уголовных дел, когда стало понятно, что Ющенко
всех обманул. Сейчас та же ситуация. Яценюк в прошлом году заявил, что
налоговая милиция должна быть упразднена. И вот она до сих пор прекрасно
функционирует. Конечно же, Яценюк в курсе всего.
Самая большая статья расходов бюджета — это
Пенсионный фонд. Например, в Греции была проведена инвентаризация Пенсионного
фонда, 15% пенсионеров оказались «мертвыми душами», в Грузии — 30%.
Наталия Соколенко: Вы думаете, у нас есть такое же
большое количества «мертвых душ»?
Павел Себастьянович: Я не сомневаюсь. Нам сейчас
говорят, что у нас 13 млн пенсионеров. Не верю! Вот что Яценюк официально
поручил министру социальной политики Павлу Розенко? Составить реестр всех
пенсионеров. Такого реестра до сих пор нет. Я уверен, что, как только будет
произведена инвентаризация, окажется 9 млн пенсионеров. У нас ведь сейчас есть
люди, которые одновременно и чернобыльцы, и афганцы, и дети войны, пенсионеры и
инвалиды. Такого быть не должно. Сегодня, когда мы участвуем в войне, такое
надо пресекать.
Валентина Троян: С какими проблемами из-за налоговой
службы сталкиваются приехавшие с Донбасса люди, которые хотят
перерегистрировать свой бизнес?
Павел Себастьянович: Наверняка, проблемы есть. И в их
основе лежит отсутствие реестров. И когда воины АТО бегают, собирают какие-то
справки, возникает вопрос: неужели так тяжело создать базу данных? Это ведь
элементарный пользовательский уровень. Ведь можно завести реестр всех
переселенцев.
Наталия Соколенко: Каковы шансы что предложений вами
закон будет принят?
Павел Себастьянович: Этот закон будет революционным,
если он пройдет. Уже 114 голосов депутатов у нас есть, а нам надо 226. Если мы
пойдем по этому пути, то инвестиции потекут в страну рекой. Если закон не
пройдет, значит, будем продолжать падение. Но важно помнить, что все-таки
экономическую свободу людям нужно дать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий