Эксперт Института общественно-экономических
исследований и менеджер «Реанимационного пакета реформ» Марианна Онуфрик в
интервью ГолосUAназвала признаки кризиса в социальной сфере в Украине,
проанализировала показатели социальных стандартов, а также определила время,
необходимое для проведения комплексной реформы.
-В
Украине звучат мнения, что многие граждане даже при желании не в состоянии,
учитывая текущую политическую и социально- экономическую ситуацию, заработать
достаточное количество финансов. И в этом, по мнению ряда экспертов,
заключается главный вопрос, который нужно решать власти и гражданам, а не идти
путем лишь начисления, к примеру, субсидий. Вы поддерживаете такую точку
зрения, говоря в публичных выступлениях, что «людям необходимо давать в руки
удочку, а не рыбу»?
-Да,
текущая экономическая и политическая ситуация в значительной степени отражается
на уровне доходов населения, ведь экономика стагнирует, закрываются
предприятия, ежедневно увеличивается количество безработных, что, безусловно,
порождает рост обращений к государству с целью получения социальной защиты.
Однако, политика, которую сегодня ведет наше государство, лишь тратя миллиарды
гривен на льготы, только углубляет
социальный кризис. В данном случае государство должно в первую очередь
позаботиться об обеспечении работой как можно большего количества граждан
трудоспособного возраста.На данный момент количество лиц, имеющих право на
льготы - около 20 млн - значительно
превышает количество тех, кто платит взносы в социальные фонды – 10, 5 млн
человек.
-Управляющий партнер AO Suprema Lex, адвокат
Виктор Мороз заявил, что в госбюджете значительно урезано социальное
обеспечение. Ряд экспертов в свою очередь заявляют, что госбюджет-2016 – это
бюджет массового обнищания. Какова ваша точка зрения по этому поводу?
-
Бюджет является социальным по формальным признакам. Глядя на цифры, нельзя
сказать, что в 2016 году социальное обеспечение значительно урезано. Другой
вопрос, что эти огромные цифры очень незначительно отражаются на уровне жизни
населения. К сожалению, даже повышение социальных стандартов в 2016 году на 12%
при условии умеренной инфляции не обеспечат достойную жизнь украинцам.В
следующем году расходы на социальную сферу, а это социальная защита,
образование, наука, культура, составят
около 330 миллиардов гривен, а это - половина бюджета. Из них 215
млн - это расходы непосредственно на
социальную защиту.
- Расскажите более детально о
структуре видов материальной социальной помощи в Украине...
-Государство
имеет различные механизмы обеспечения социальной защиты: льготы, услуги, помощи
и тому подобное. К сожалению, в Украине наиболее распространенными формами
являются льготы и помощи - то есть денежные формы, хотя с точки зрения
эффективности социальной защиты приоритет должен предоставляться такому
механизму, как социальные услуги. В Украине около 70 категорий льготников,
которые получают их в соответствии с 22 законодательными актами. Среди них
ветераны войны, ветераны труда, дети войны, пострадавшие вследствие
Чернобыльской катастрофы, жертвы нацистских преследований, многодетные семьи и
так далее. По состоянию на 1 июля 2015 численность человек, учтенных в Едином
государственном реестре лиц, имеющих право на льготы, составляла 19 ,7 млн
человек. Очевидно, что на сегодняшний день количество льготников является
бОльшим, поскольку в несколько раз выросло количество лиц, получающих субсидию.
Однако точно эта цифра не известна, поскольку один человек может пользоваться
несколькими льготами и видами пособий от государства.В то же время право на
социальную помощь имеют такие категории,
как ветераны войны, жертвы нацистских
преследований, внутренне перемещенные лица, люди с инвалидностью, семьи с
детьми, одинокие матери и другие. К сожалению, в связи с отсутствием единой
информационной базы в социальной сфере точно установить количество лиц, находящихся
под социальной защитой государства,
довольно проблематично.
-Кто и сколько получает в
Украине и будет получать в 2016 году?
-Уже
утверждено, что в 2016 году для одиноких матерей размер минимальной помощи
будет увеличен с 50% до 100% прожиточного минимума, государственная помощь
детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - с 30% до 50%
прожиточного минимума. Но большинство социальных выплат в государстве привязано
к утвержденным в законе Украины о госбюджете социальным стандартам - прожиточному минимуму и минимальной
заработной плате, которые в этом году вырастут на 12,5%. Так, с 1 декабря 2016
прожиточный минимум составит 1496 гривен, а минимальная заработная плата - 1
550 гривен.
- Адвокат АО Вдовичен и партнеры
в СМИ заявил, что учитывая уровень инфляции, такие социальные гарантии, как
повышение размера минимальной заработной платы на 172 гривны и прожиточного минимума на 166 гривен,
являются заниженными и не соответствуют реалиям…
-Конечно,
существует, к сожалению, вероятность, что индекс потребительских цен будет
расти большими темпами, однако загадывать наперед - неконструктивно. Хотя в
Украине налицо несоответствие установленных социальных стандартов, в частности,
прожиточного минимума реальной экономической ситуации.
- На каком уровне находятся
социальные стандарты в других странах?
-Наиболее
распространенным и таким, который подходит для сравнения с зарубежными странами является показатель
минимальной заработной платы. Ее диапазон достаточно широк в зависимости от
уровня развития страны. Так, в Швейцарии минимальный размер оплаты труда
составляет 1900 евро, что является самым высоким показателем в ЕС. Во Франции -
1340 евро, в США - 1305 долларов США, Израиле - 900 евро, Польше - 405 евро,
Эстонии --355 евро.
- Согласно заявлению министра
социальной политики Павла Розенко, в Украине 17 млн человек получают помощь от
государства, то есть 40 %. По вашим словам, при налаживании ситуации в стране
лишь 5 % граждан объективно не в состоянии будут самостоятельно преодолеть
сложные жизненные обстоятельства…
-5% -
это условный показатель, который на практике достигается в развитых странах
мира. Конечно, финансово-материальное положение граждан Украины является
сегодня чрезвычайно сложным, а государство не готово предоставить людям
возможность обеспечивать себя самостоятельно через активизацию рынка труда,
создание новых рабочих мест.
-По вашему мнению, какие меры
необходимо предпринимать, чтобы повышалось качество жизни инвалидов в Украине и
до какого уровня необходимо поднимать таким гражданам соцвыплаты? Через какое
время в Украине может быть достигнут достойный уровень жизни инвалидов с хотя бы удовлетворением
минимальных потребностей – качественного питания и лечения?
-Вопрос
относительно людей с особыми потребностями является таким острым в Украине еще
и потому, что в отличие от Запада, где люди даже с самыми тяжелыми формами
инвалидности являются занятыми, то есть, по крайней мере, частично содержат
себя, у нас этого не происходит. По поводу поднятия социальных выплат для любой
категории лиц, попавших в сложные жизненные обстоятельства, скажу, что они
должны начисляться адресно, согласно индивидуальному подходу. В Украине же
социальная поддержка предоставляется без учета реальных потребностей человека,
то есть все лица с инвалидностью, например, получают примерно одинаковую суму.
Хотя, очевидно, что есть разные группы инвалидности, различные нозологии,
потребности и разное социальное обеспечение. Одном лице будет достаточно
получать социальную поддержку от государства в сумме 500 гривен, а другой - и 5
тысяч может быть не достаточно.
-Как на данный момент стоит
решать ситуацию с выплатами в том числе «чернобыльцам», детям войны, которые
попали в непростые жизненные обстоятельства? Как вы оцениваете уровень жизни в
Украине для таких категорий населения? Что пока что делать людям, которые
зависимы от помощи государства?
-Описанный
выше принцип предоставления социальной защиты - адресный и индивидуальный
подход в соответствии с потребностями - должен распространяться на все
категории лиц, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Людям, которые
зависимы от государства, прежде всего, нужно избавиться от иллюзий,
патерналистских настроений, если они способны самостоятельно о себе
позаботиться. Если же их положение не позволяет этого делать - объединяться с
другими, создавать общественные организации и отстаивать свои права на
достойную жизнь. Именно такой путь прошли все развитые сегодня государства.
-Согласно заявлению П.Розенко,
если бы государство выполнило все свои социальные обязательства, то это бы
обошлось в 200 млрд гривен в год по состоянию на февраль 2015 года.По вашим
словам, на практике каждый раз получается намного меньше, так как в госбюджет
добавляется статья о том, что нормы отдельных законов устанавливаются в порядке
и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов.
Как вы оцениваете подобное управление КМУ социальными выплатами, которое многие
называют «ручным»?
-По
факту, государство действительно тратит гораздо меньше, поскольку ежегодно
отдельные нормы законов не выполняются из-за отсутствия финансовых ресурсов. В
2015 году из государственного бюджета было запланировано потратить более 130
миллиардов гривен на всю сферу социальной политики, а также на субсидии для
населения. Такое «ручное» управление и игнорирование принятых социальных
обязательств является не допустимым, нужна комплексная реформа в сфере
социальной защиты с установкой четких, понятных правил социального обеспечения
и невозможностью вмешательства в социальную систему с популистскими целями.
-Вы обозначаете ситуацию в
социальной сфере Украины, как кризис. Назовите и проанализируйте его
характеристики…
-Главными
признаками кризиса в социальной сфере можно считать низкие показатели качества
жизни населения, несоответствие установленных социальных стандартов, в
частности, прожиточного минимума реальной экономической ситуации. Социальная сфера является патерналистской и
удовлетворяет лишь популистские амбиции политиков, она неэффективна в части
финансирования и дорогостоящая. Мы наблюдаем непомерные социальные
обязательства в части льгот, преференций и социальных пособий, в то время,
когда система централизована и монополизирована государством. В стране
отсутствует единая база получателей социальной защиты и поставщиков социальных
услуг. Не развит негосударственный сектор страхования. Не развита система
предоставления социальных услуг. Не реализован принцип «деньги ходят за
человеком», наблюдаем отсутствие адресности.
Финансируются учреждения, институты, а не люди, которые попали в сложные
жизненные обстоятельства. Сеть
интернатных учреждений (более 950) – самая большая в Европе.
-Разработан новый вариант закона
о социальных услугах, предусматривающий новую систему адресной помощи. Как вы
оцениваете законопроект?
-Правительственный
законопроект № 3143 «О социальных услугах» достаточно прогрессивен, во время
его подготовки была учтен положительный опыт в этой сфере Франции и
Великобритании. Вместе с тем законопроект требует доработки в случае его
принятия в первом чтении в части уточнения некоторых терминов, более детального
прописывания создания электронных реестров поставщиков и получателей социальных
услуг, требований к поставщикам и т.д. Новая редакция этого документа обеспечит
совершенствование действующего законодательства, в том числе в части
администрирования социальных услуг, повышения статуса социальных работников и
других специалистов, обеспечения защиты прав лиц, получающих социальные услуги,
расширения полномочий местных органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления по организации их предоставления по месту жительства.
-Резюмируя, расскажите,
поддерживаете ли вы точку зрения вашей коллеги и главы общественной организации
«Родына» Ларисы Самсоновой о том, что «пока что карта реформ в социальной сфере
выглядит в виде одиноких «пазликов», которые периодически складываются в общую
картину действий, в то время, как необходимо видеть картину будущей реформы в
целом»? Сколько времени необходимо для проведения комплексной реформы в
социальной сфере?
-Полностью
согласна с позицией Ларисы Самсоновой, что, к сожалению, в Украине отсутствует
комплексное, стратегическое видение реформы социальной сферы. Все решения по
преодолению кризисного состояния осуществляются не на предупреждение, а по
принципу «тушения пожаров». Социальная сфера является чрезвычайно комплексной,
касается многих сфер жизни и жизней практически всех граждан и других лиц,
проживающих в Украине. Поэтому на ее реформирование может потребоваться не
менее 3 лет, чтобы результаты стали видимыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий