Амбиции украинских политиков могут привести к катастрофе наподобие Чернобыльской

Второго и шестого мая по некоторым СМИ, не нарушив расслабленного ритма майских праздников, прошли две новости, на которые мало кто обратил внимание. 2-го появилось сообщение, что из-за неисправности отключён 4-й энергоблок Запорожской АЭС, а 6-го мая пресс-служба атомной электростанции сообщила о том, что это энергоблок «переведён в резерв» до 10 мая. Вне контекста эта информация, в общем-то, обыденна: энергоблоки АЭС периодически останавливают для текущего обслуживания, о чём дисциплинированно сообщают в «Энергоатоме». Однако, если встроить этот элемент «паззла» в общую картину, то возникает чувство тревоги, пишет Голос. Её отзвуки на днях прошли и в запорожской блогосфере: некоторые пользователи активно интересовались показаниями бытовых дозиметров.

Что будет, если в бак автомобиля с дизельным двигателем залить бензин? Как минимум, случится дорогостоящая неисправность. А если в ядерный реактор загрузить топливо, на которое он не рассчитан? Здесь последствия могут быть катастрофичными для всей страны, а то и для «соседей». Краткий мониторинг интернет-новостей на пару лет назад даёт понимание того, что сегодня происходит в украинской атомной энергетике. А происходит там очень нехорошая вещь – науку и экономику попрала сиюминутная политическая конъюнктура.

 В угоду которой украинские политики высшего эшелона решили отказаться от российского ядерного топлива в пользу американского.

Исторически так сложилось, и этот факт ничем не исправить – украинская атомная энергетика имеет российское происхождение. Реакторы ВВЭР-1000, которыми укомплектованы Запорожская и Южно-Украинская АЭС, спроектированы в Москве, а изготавливались в Ленинграде и Волгодонске. Соответственно, топливо для них (тепловыделяющие сборки – ТВС) имеет такое же происхождение. Это высокотехнологичный продукт, который десятилетиями разрабатывали и совершенствовали лучшие научные умы специально для этого типа реакторов.

Кстати, реакторы этого типа (ВВЭР) работают не только в России и Украине. Реакторами этого же типа укомплектованы АЭС в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Германии, Индии, Иране, Китае, Словакии, Чехии. Но, несмотря на сложные отношения некотрых из этих стран с Россией, там никогда не экспериментировали с ядерной безопасностью в угоду политике, понимая, что цена таких амбиций может оказаться слишком высокой. Хотя были и исключения. Несколько лет назад на чешской АЭС "Темелин" попытались перейти на американское ядерное топливо производства Westinghouse, в результате чего произошла разгерметизация тепловыделяющих элементов. После этого Чехия отказалась от услуг американцев.

Однако украинские политики никаких выводов из этого не сделали, лоббируя американского поставщика.

С 2011 года Westinghouse начала коммерческие поставки ядерного топлива в Украину. Первые тревожные звоночки были ещё весной 2012 года и в 2013 году, когда на двух энергоблоках Южно-Украинской АЭС были зафиксированы нарушения в работе сборок типа TBC-W американского производства. Выяснилось, что эти нарушения были вызваны конструктивными недоработками Westinghouse.

Однако украинские чиновники с маниакальным упорством продолжают «продвигать» фирму Westinghouse. Американские сборки были, фигурально выражаясь, «доработаны напильником», и вот уже в феврале этого года министр энергетики Украины Владимир Демчишин заявил, что Украина в течение двух-трех лет может существенно снизить зависимость от поставок российского ядерного топлива, доля которого на украинских АЭС в настоящее время находится на уровне 90%. А в 2016 году планируется закупать треть ядерного топлива у компании Westinghouse. И уже в этом году топливо, которое чуть не спровоцировало аварию на АЭС «Темелин» в Чехии и в Южно-Украинске, попытаются загрузить в 5-й энергоблок Запорожской АЭС. Об этом заявил заместитель главного инженера по ядерной и радиационной безопасности АЭС Александр Игнатченко.

Точная дата «эксперимента» пока не сообщается.

Не хочется делать плохие прогнозы, но факт остаётся фактом: на карту будет поставлена безопасность миллионов людей. Стоит ли так называемая «диверсификация поставщиков» такого риска? У политиков на этот счёт свои соображения. Но надо понимать, что «в случае чего» они легко и быстро эвакуируются к своим капиталам и недвижимости за границу, а мы останемся здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий