Специализированный транспортный робот — это легендарный аппарат,
принимавший активное участие в очистке крыши Чернобыльской АЭС от завалов
высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора. Он был разработан за 3,5
месяца и уже 1 сентября 1986 года введен в эксплуатацию на месте аварии.
Робот
СТР-1 для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Луноход
Разработчик
шасси один и тот же - "ВНИИТрансмаш" (институт бронетанковой
техники).
Для
тех, кто никуда не спешит: 2-часовая лекция от людей, имевших отношение к
разработке и эксплуатации чернобыльских роботов. В начале 40-й минуты
любопытные кадры испытаний и работы СТР-1.
Для
тех, у кого нет времени, краткое содержание:
Роботов
СТР-1 (специальные транспортные роботы) придумали, собрали и испытали за
полтора месяца. ВНИИТрансмаш широко использовал в них обкатанные космические и
военные решения.
Масса
900 кг, тяговое усилие 700 кг, шесть электрических мотор-колес,
серебряно-цинковые аккумуляторы.
Время
работы от аккумуляторов 6-8 часов.
СТР-1
были созданы конкретно для работы на кровле разрушенной АЭС; там они сгре**ли бульдозерными отвалами радиоактивные обломки и сбрасывали
их в отверстие в кровле. По ходу работ для расчистки труднодоступных мест была
реализована идея прикрепить к приводу отвала брандспойт, подключить его к
системе водоснабжения и смывать недоступный мусор водой.
Роботов
(всего их было 2 шт.) поднимали на кровлю энергоблока краном или вертолетом.
Там же на крыше устанавливали телекамеры (плюс три камеры было на роботе),
антенны управления и зарядное устройство. Пост управления находился в здании
АЭС. Оператор по мониторам следил за ситуацией и по радио управлял машиной;
задержка отклика робота на команды составляла менее секунды.
На
завершающем этапе работ для экономии энергии среднюю пару мотор-колес
демонтировали.
Были
на кровле и другие роботы. По словам трансмашевцев, одни конкуренты (немецкие)
не смогли работать при высоком уровне радиации - не выдержала электроника, а
другие (отечественные) получали питание по кабелям. Кабели путались в обломках,
загрязнялись, поэтому те машины показали себя не очень хорошо.
Из
нюансов СТР-1:
- блок
электроники был защищен 12 мм свинца;
- там,
где было возможно, применяли не электронику, а релейные схемы;
- в
процессе проектирования выяснилось, что старая электрическая изоляция при
высокой радиации ведет себя лучше, чем современные на тот момент материалы,
которые осыпались;
-
стекла телекамер под воздействием жесткого альфа- и бета-излучения желтели, а
через неделю темнели и приходили в негодность.
Считается,
что два робота СТР-1 позволили не привлекать к опасным работам по уборке
радиоактивных материалов примерно тысячу человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий