А откуда этот ваш
праздник на самом деле взялся?
8 марта - это день, когда лучшей половине человечества дарят цветы. Или
Международный женский день. Или Международный день прав женщин. Однако
прочитанную где-то историю появления праздника помнят далеко не все. А то, что
версий несколько - тем более знают немногие. Что совершенно не отменяет
обязанности мужчин с утра отправиться в цветочный киоск.
Альтернативную версию возникновения самого женского
праздника озвучило французское издание Slate.fr. BaltNews.lv предлагает
познакомиться с этой публикацией.
Франсуаза
Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям,
рассказывает нам о до вольно туманных корнях этого праздника.
Женский
день зародился из «явно антифеминистского собрания», утверждает она. Дело в
том, что в 1910 году феминизм по мнению многих был неразрывно связан с
буржуазией.
Когда
на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара
Цеткин предложила учредить Международный женский день, перед ней стояло сразу
две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов
подхватило требования женщин (право голоса, равная оплата труда), и в то же
время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей
среды.
«Социалисткам
было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками, — объясняет
Франсуаза Пик. — Традиция Международного женского дня была изначально выбором
лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг
друга».
Вот
как все начиналось…
Начало революции 1917 года
После
принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник
в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии
и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день
сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор
дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так
и не прозвучало.
8
марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие
и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась,
к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции,
которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским
и юлианским календарями.
В 1921
году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память
о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало
положила начало революции в России.
Постепенно
этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба.
8 марта стал коммунистическим праздником.
Но
потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8
марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной
фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX
и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов
похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день
пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки…
Миф о нью-йоркской
забастовке 1857 года
Получается,
американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того
момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны
такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф
о нью-йоркских рабочих появился на страницах L'Humanité, которая,
насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того,
материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон
(Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin).
Легенда
об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет,
и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность.
Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи
выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги
о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты
вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением
полиции и жестоким разгоном женской демонстрации.
«Существовало
несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер)
и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда
как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться
каждый год или ужасном несчастном случае на производстве, —
рассказывает Франсуаза Пик. — Тем не менее, все сходились
на месте и времени (8 марта 1857 года) и политическом смысле
этого события».
Во
всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная
конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала.
Тем
не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили
пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала
Histoires d'Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке
прочно засела в сознании:
«Все
газеты рассказывали одну и ту же историю, копировали друг друга».
Тем
не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого
уважающего себя историка:
«Добравшись
до истоков, мы обнаружили, что там ничего нет! Ничего совершенно
не складывалось».
Не
было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах
8 марта 1857 года.
Почему L'Humanité создала этот
миф?
Тогда
ученые нашли первое упоминание об этом мифе в статье L'Humanité 1955
года. И задались вопросом: «Зачем нужно было в самый разгар холодной войны
пытаться найти для Женского дня более давние и произвольные корни,
чем решение женщин из партии? С чем связано это стремление отвязать
Женский день от советской истории?» Действительно, зачем…
В
конечном итоге Франсуаза Пик пришла к выводу о существовании
внутренней напряженности в коммунистическом движении, разногласий между
Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF):
«Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF
превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР». На
Востоке 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы.
«Женщинам
разрешали на два часа раньше уйти с работы, и они могли зайти
в парикмахерскую», — рассказывает Франсуаза Пик.
Речь
шла о том, чтобы «противопоставить борьбу трудящихся коммунистическому
празднику женщин». Даже если для этого приходится привязать рабочую борьбу
к Америке?
«События,
которые могли послужить основой для этого мифа, и окружавшие его
появление противоречия до сих пор сокрыты завесой тайны, — признает
Франсуаза Пик. — Тем не менее, нельзя не отметить скорость его
распространения. Все выглядит так, словно он стал ответом на некое
несформулированное ожидание».
С
распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки
оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник
в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские
движения.
В 1977
году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру
во всем мире.
В 1982
году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела
Женский день во Франции.
«Мы
хотели объяснить Иветт Руди, что все это — неподтвержденный миф, —
вспоминает Франсуаза Пик. — Тем не менее, эта легенда прекрасно
подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе».
Миф
о 8 марта 1857 года постепенно забыли, хотя у него и осталось
несколько очагов сопротивления, например, в той же L'Humanité.
«Эту
дату уже давно заездили в прессе, но она все равно позволяет отследить
развитие ключевых вопросов в тот или иной момент», — делает
вывод Франсуаза Пик, подчеркивая важность такого праздника для борьбы
за права женщин.
Послесловие BaltNews.lv
А нам,
если честно, сегодня не столь важно: придумала ли этот праздник основатель
компартии Германии Клара Цеткин или нью-йоркские ткачихи (швеи) дали
повод. Существенно то, что Женский день — действительно праздник народный.
Исключенный из праздничных дат в 1990-х как "наследие советских
мышления", он не был забыт и продолжал жить все эти годы
в Латвии как в русской, так и в латышской среде. И, видимо,
поэтому снова вернулся к нам.
И пусть
на улице сегодня пасмурно, снежно или слякотно. Нам — ничто
не помешает. С праздником, дорогие женщины!
Комментариев нет:
Отправить комментарий