А. В. Носовский Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности, г. Киев, Украина
Опыт строительства защитной оболочки над претерпевшим запроектную аварию энергоблоком № 4 Чернобыльской АЭС: взгляд через 30 лет http://sstc.com.ua/documents/journal/2016/1/text2016-1/1_1_2016_text.pdf
Ядерное топливо разрушенного реактора ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ" Телефон: (095) 196-9206 Fax: (095) 196-4546 E-mail: bst@bst.kiae.su А.Н. Киселев «...С начала мая 1986 года сотрудники нашего Отдела стали постоянно откомандировываться в распоряжение Правительственной комиссии на промплощадку ЧАЭС для сбора образцов, фрагментов активной зоны, исследование которых могло прояснить картину аварии. К нам в Москву на исследование с Чернобыльской АЭС стали поступать графитовые блоки, оболочки твэл, причем часть этих оболочек имела следы серьезных деформаций, плавления и разрушения. Из Швеции поступило сообщение, что в воздушной среде страны взята радиоактивная проба, в которой обнаружили мельчайшие шарики рутения. (ТПЛ=2310ОС, ТКИП=4120ОС) Это свидетельствовало о том, что в зоне аварии температура превышала 2500ОС. Со слов сотрудников, исследовавших фрагменты активной зоны на крыше ЧАЭС и у завалов были настолько высокие уровни радиации, что выводили из строя новейшие дозиметрические приборы. Разум отказывался воспринимать масштабы этой аварии. В конце августа 1986 года сотрудники нашего отдела Федор Федорович Жердев, Борис Аронович Гурович и Алексей Сергеевич Шашков обнаружили на крыше 3-го блока нижнюю часть технологического канала внутри которого находилась тепловыделяющая сборка. На торцевом изломе сборки четко просматривался пучок из 18 твэл с таблетками из диоксида урана. Эта находка содержала очень нужную для конкретизации и понимания процесса аварии информацию, так как в нижней части технологических каналов и ТВС выбиты их номера по которым определяется место нахождения этой ТВС и канала в активной зоне реактора на момент аварии. Федор Федорович Жердев вышел на крышу и ломом отделил канал от битумного покрытия кровли. Он договорился с руководителями военных, которые начали очистку крыш 3-го и 4-го блоков, чтобы этот канал сохранили для исследований в Курчатовском институте. После отъезда наших сотрудников военные сбросили этот канал с крыши и при помощи инженерной машины разграждения (ИМР) перевезли его на промплощадку, установив предупредительное ограждение. Нам поручили срочно привезти этот фрагмент тепловыделяющей сборки из Чернобыля в Курчатовский институт...
...Перевозка отработанного топлива, по действующим инструкциям, разрещалась после годичной выдержки, для того , чтобы успели распасться короткоживущие изотопы и мощность излучения снизилась в несколько раз. Мощность гамма-излучения от канала, лежащего на крыше 3-го блока, по измерениям проведенным Ф.Ф. Жердевым, была 200 Р/ч (предел возможности измерения прибором ДП-5В) на расстоянии трех метров, измерить мощность доза ближе к каналу не позволяли возможности прибора. Для перевозки канала в Москву использовали контейнер для отработанных фильтров. У этого контейнера загрузка и выгрузка могла осуществляться как сверху, так и снизу, а самое главное, он имел 800 мм внутреннее отверстие, что позволило нам срочно сделать дополнительную свинцовую защиту. Глубина контейнера позволяла привезти изделие длиной более 1,2 м. Расчеты показывали, что после загрузки активность на стенке контейнера будет выше допустимых санитарных норм, поэтому Советом Министров СССР был выдан пропуск для проезда без дозиметрического контроля. Между контейнером и кабиной водителя установили дополнительную защиту. Мы предполагали, что в Чернобыле перегрузим контейнер на “грязную” чернобыльскую машину, загрузим в него канал, а перед перегрузкой контейнера с загруженным каналом на нашу машину, который будет иметь поверхностные загрязнения, обернем несколькими слоями полиэтиленовой пленки. Для разгрузки контейнера в Курчатовском институте была подготовлена горячая камера на реакторе МР. 8 сентября 1986 года колонна из двух машин выехала из Москвы в Чернобыль. В состав бригады входили: руководитель группы Киселев А.Н., Шашков А.С., Иванов В.Ю. и Пучков О.В. (дозиметристы), Внуков Б.М. и Лебедев М.В. (операторы горячих камер). Остановились в Иванкове. С утра на освинцованном бронетранспортере выехали на разведку. Нужный нам фрагмент технологического канала нашли сразу. Он лежал на промплощадке, огороженный предупредительными знаками. С торца хорошо было видно, что все 18 твэл на срезе были заполнены таблетками топлива. Измерения показали, что мощность излучения, действительно, 200 Р/ч (предел измерения прибора ДП-5В) на расстоянии в3 метрах от него. »
Продолжение... Неожиданности начались при перегрузке контейнера. К сожалению кузов чернобыльской машины по своим размерам оказался меньше чем у нашей и поэтому стапель, в котором стоял контейнер, не входил в “грязную” машину. Выход нашли военные. Они предложили поставить контейнер без стапеля в кузов машины, а кузов засыпать песком. Для нашей бригады улучшались условия загрузки высокоактивного канала в контейнер, так как не было необходимости его высоко поднимать. Второй неожиданностью явилось операция по загрузке канала в контейнер. Труба канала была черного цвета и казалась круглой. Мы приготовили тонкостенный пенал на длинных тросах, чтобы дистанционно надеть его на канал и перенести на растяжке в контейнер. Но канал в пенал вошел только наполовину. Пришлось пенал сбивать, а на канал набросить петлю из троса. Оставалось только на тросах перенести его в контейнер. При таком раскладе полученная доза может быть высокой, а согласно приказу по Институту сотрудникам получившим 25 бэр и более обьявят выговор со всеми последствиями. Не договариваясь, члены бригады снимают накопители и передают их дозиметристу, они не хотят быть наказанными в случае переоблучения, но выполнение этой работы считают долгом человеческой и профессиональной чести. Главная неожиданность ждала нас впереди. Анатолий Киселев и Алексей Шашков стояли на машине, а Борис Внуков и Михаил Лебедев на тросовой растяжке поднесли канал и из рук в руки передали его нам. Через несколько секунд он был в контейнере. Но как! Вошел в него только наполовину и торчал из контейнера, как свечка в подсвечнике. Военные при перевозке канала с блока на промплощадку механическом захватом инженерной машины разграждения его немного смяли, а мы этой вмятины не заметили. Все отошли. Сцена, как в “Ревизоре”. На промплощадке нашли кувалду с длинной ручкой. Вот и выход. Толщина стенки технологического канала из циркония всего 4 мм, а канал входит в литой свинцовый цилиндр. Я влез на машину и ударил по каналу один раз. Канал вошел в контейнер приблизительно на сантиметр. Успел ударить не более 3-4 раз, чувствую, что меня тянут за плечо и отбирают кувалду - смена пришла. Причем никакой предварительной договоренности не было. Вскоре контейнер был закрыт и мы поехали отмываться и менять спецодежду в санпропускник 1-го блока. Час спустя, завернутый в пленку контейнер, стоял на московской машине. Один из накопителей в процессе работы мы все же использовали для собственного дозиметрического контроля. Его показание оказалось в пределах 20 рентген...
А. В. Носовский
ОтветитьУдалитьГосударственный научно-технический центр по ядерной
и радиационной безопасности, г. Киев, Украина
Опыт строительства
защитной оболочки
над претерпевшим
запроектную аварию
энергоблоком № 4
Чернобыльской АЭС:
взгляд через 30 лет
http://sstc.com.ua/documents/journal/2016/1/text2016-1/1_1_2016_text.pdf
Треба обовязково хай дивляться, може совість пробудиться що таке ліквідатори -1986 року, та й остальних років. ПОЛтАВА
ОтветитьУдалитьЗа совесть не знаю,но обвинения в том что "пиписками меряемся". точно будут,хотя бы мысленно,про себя...
УдалитьЯдерное топливо разрушенного реактора
ОтветитьУдалитьИНСТИТУТ ОБЩЕЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ"
Телефон: (095) 196-9206 Fax: (095) 196-4546 E-mail: bst@bst.kiae.su
А.Н. Киселев
«...С начала мая 1986 года сотрудники нашего Отдела стали постоянно откомандировываться в распоряжение Правительственной комиссии на промплощадку ЧАЭС для сбора образцов, фрагментов активной зоны, исследование которых могло прояснить картину аварии. К нам в Москву на исследование с Чернобыльской АЭС стали поступать графитовые блоки, оболочки твэл, причем часть этих оболочек имела следы серьезных деформаций, плавления и разрушения. Из Швеции поступило сообщение, что в воздушной среде страны взята радиоактивная проба, в которой обнаружили мельчайшие шарики рутения. (ТПЛ=2310ОС, ТКИП=4120ОС) Это свидетельствовало о том, что в зоне аварии температура превышала 2500ОС. Со слов сотрудников, исследовавших фрагменты активной зоны на крыше ЧАЭС и у завалов были настолько высокие уровни радиации, что выводили из строя новейшие дозиметрические приборы. Разум отказывался воспринимать масштабы этой аварии.
В конце августа 1986 года сотрудники нашего отдела Федор Федорович Жердев, Борис Аронович Гурович и Алексей Сергеевич Шашков обнаружили на крыше 3-го блока нижнюю часть технологического канала внутри которого находилась тепловыделяющая сборка. На торцевом изломе сборки четко просматривался пучок из 18 твэл с таблетками из диоксида урана. Эта находка содержала очень нужную для конкретизации и понимания процесса аварии информацию, так как в нижней части технологических каналов и ТВС выбиты их номера по которым определяется место нахождения этой ТВС и канала в активной зоне реактора на момент аварии. Федор Федорович Жердев вышел на крышу и ломом отделил канал от битумного покрытия кровли. Он договорился с руководителями военных, которые начали очистку крыш 3-го и 4-го блоков, чтобы этот канал сохранили для исследований в Курчатовском институте. После отъезда наших сотрудников военные сбросили этот канал с крыши и при помощи инженерной машины разграждения (ИМР) перевезли его на промплощадку, установив предупредительное ограждение. Нам поручили срочно привезти этот фрагмент тепловыделяющей сборки из Чернобыля в Курчатовский институт...
...Перевозка отработанного топлива, по действующим инструкциям, разрещалась после годичной выдержки, для того , чтобы успели распасться короткоживущие изотопы и мощность излучения снизилась в несколько раз.
ОтветитьУдалитьМощность гамма-излучения от канала, лежащего на крыше 3-го блока, по измерениям проведенным Ф.Ф. Жердевым, была 200 Р/ч (предел возможности измерения прибором ДП-5В) на расстоянии трех метров, измерить мощность доза ближе к каналу не позволяли возможности прибора. Для перевозки канала в Москву использовали контейнер для отработанных фильтров. У этого контейнера загрузка и выгрузка могла осуществляться как сверху, так и снизу, а самое главное, он имел 800 мм внутреннее отверстие, что позволило нам срочно сделать дополнительную свинцовую защиту. Глубина контейнера позволяла привезти изделие длиной более 1,2 м. Расчеты показывали, что после загрузки активность на стенке контейнера будет выше допустимых санитарных норм, поэтому Советом Министров СССР был выдан пропуск для проезда без дозиметрического контроля. Между контейнером и кабиной водителя установили дополнительную защиту.
Мы предполагали, что в Чернобыле перегрузим контейнер на “грязную” чернобыльскую машину, загрузим в него канал, а перед перегрузкой контейнера с загруженным каналом на нашу машину, который будет иметь поверхностные загрязнения, обернем несколькими слоями полиэтиленовой пленки. Для разгрузки контейнера в Курчатовском институте была подготовлена горячая камера на реакторе МР.
8 сентября 1986 года колонна из двух машин выехала из Москвы в Чернобыль. В состав бригады входили: руководитель группы Киселев А.Н., Шашков А.С., Иванов В.Ю. и Пучков О.В. (дозиметристы), Внуков Б.М. и Лебедев М.В. (операторы горячих камер). Остановились в Иванкове. С утра на освинцованном бронетранспортере выехали на разведку. Нужный нам фрагмент технологического канала нашли сразу. Он лежал на промплощадке, огороженный предупредительными знаками. С торца хорошо было видно, что все 18 твэл на срезе были заполнены таблетками топлива. Измерения показали, что мощность излучения, действительно, 200 Р/ч (предел измерения прибора ДП-5В) на расстоянии в3 метрах от него.
»
http://www.souzchernobyl.org/?section=31&id=563
Продолжение...
ОтветитьУдалитьНеожиданности начались при перегрузке контейнера. К сожалению кузов чернобыльской машины по своим размерам оказался меньше чем у нашей и поэтому стапель, в котором стоял контейнер, не входил в “грязную” машину. Выход нашли военные. Они предложили поставить контейнер без стапеля в кузов машины, а кузов засыпать песком. Для нашей бригады улучшались условия загрузки высокоактивного канала в контейнер, так как не было необходимости его высоко поднимать.
Второй неожиданностью явилось операция по загрузке канала в контейнер. Труба канала была черного цвета и казалась круглой. Мы приготовили тонкостенный пенал на длинных тросах, чтобы дистанционно надеть его на канал и перенести на растяжке в контейнер. Но канал в пенал вошел только наполовину. Пришлось пенал сбивать, а на канал набросить петлю из троса. Оставалось только на тросах перенести его в контейнер. При таком раскладе полученная доза может быть высокой, а согласно приказу по Институту сотрудникам получившим 25 бэр и более обьявят выговор со всеми последствиями. Не договариваясь, члены бригады снимают накопители и передают их дозиметристу, они не хотят быть наказанными в случае переоблучения, но выполнение этой работы считают долгом человеческой и профессиональной чести.
Главная неожиданность ждала нас впереди. Анатолий Киселев и Алексей Шашков стояли на машине, а Борис Внуков и Михаил Лебедев на тросовой растяжке поднесли канал и из рук в руки передали его нам. Через несколько секунд он был в контейнере. Но как! Вошел в него только наполовину и торчал из контейнера, как свечка в подсвечнике. Военные при перевозке канала с блока на промплощадку механическом захватом инженерной машины разграждения его немного смяли, а мы этой вмятины не заметили. Все отошли. Сцена, как в “Ревизоре”. На промплощадке нашли кувалду с длинной ручкой. Вот и выход. Толщина стенки технологического канала из циркония всего 4 мм, а канал входит в литой свинцовый цилиндр. Я влез на машину и ударил по каналу один раз. Канал вошел в контейнер приблизительно на сантиметр. Успел ударить не более 3-4 раз, чувствую, что меня тянут за плечо и отбирают кувалду - смена пришла. Причем никакой предварительной договоренности не было. Вскоре контейнер был закрыт и мы поехали отмываться и менять спецодежду в санпропускник 1-го блока. Час спустя, завернутый в пленку контейнер, стоял на московской машине. Один из накопителей в процессе работы мы все же использовали для собственного дозиметрического контроля. Его показание оказалось в пределах 20 рентген...