Эксперт: из-за реформы обеспечить всех пенсиями нереально

Пенсионная реформа Кабмина, предусматривает запуск с 1 января 2017 года накопительной системы пенсионного страхования. Эксперт по вопросам пенсионной системы РПР Галина Третьякова уверена, что власти заговорят о новых реформах уже в этом году.

Министр Павел Розенко заявил, что средства Накопительного пенсионного фонда, который будет создан в рамках пенсионной реформы к 2017 году, будут жестко контролироваться государством. По его словам, это позволит запустить фондовый рынок и придать импульс развитию экономики.

Напомним, что пенсионная реформа, разработанная Кабмином, предусматривает полную отмену с 1 января 2016 года специальных пенсий. А с 1 января 2017 года планируется полноценный запуск накопительной системы пенсионного страхования. На данный момент лишь 800 тысяч украинцев стали участниками этой системы.

О том, как изменится система выплаты пенсий в ближайшие годы, в эфире радиостанции Голос Столицы сообщила эксперт по вопросам пенсионной системы инициативы "Реанимационного пакета реформ" Галина Третьякова.

Почему так мало пенсионеров в Украине отдали предпочтение накопительной системе?

– "КИНТО" – это добровольный накопительный уровень, в котором большая часть средств аккумулировалась корпорациями. Количество тех юридических лиц, которые приняли решение для своих наемных работников организовывать дополнительное пенсионное обеспечение, составляет сегодня 800 тысяч. При этом нужно отметить, что экс-сотрудники органов власти, в частности, Национального банка Украины, получают эти накопленные средства в том числе. Говорят, что бывшие главы Национального банка Украины получают стотысячные пенсии. Речь идет о том, что они только маленькую долю этой пенсии получают из Пенсионного фонда Украины, а остальное — как раз из третьего добровольного уровня накоплений, когда в дополнение к заработной плате еще что-то накапливает работодатель.

Кто пользуется вторым уровнем системы пенсионного обеспечения?

– Второй уровень, обязательно-накопительный, так и не был запущен. Хотя Украина была в свое время с профицитным государственным бюджетом, и этот профицит можно было бы направить для того, чтобы эти средства стали личными владениями граждан. Однако этого сделано не было, и закон об общеобязательном государственном пенсионном обеспечении говорит о том, что второй уровень пенсионного обеспечения может быть запущен несколько позже других. Одним из главных условий является то, что по международному стандарту финансовой отчетности Пенсионный фонд Украины должен был стать сбалансированным. Однако расшифровки, что такое сбалансированность, никто не давал. Кроме этого, Пенсионный фонд на международные стандарты финансовой отчетности переведен не был, хотя де-факто является финансовым учреждением публичного права, и по Конституции он должен пользоваться страховым принципом, то есть и учет средств должен вестись так же, как он ведется и в частных финансовых учреждениях, которые давно перешли на международные стандарты финансовой отчетности.

Есть какие-то объективные причины, почему это не было сделано?

– Объективных причин нет. Если бы использовался страховой принцип, то мы бы платили 36%, налога. А если бы пенсию не начисляли жестко по страховым принципам, то Пенсионный фонд давно бы стал профицитным. Однако средства, которые были в Пенсионном фонде, расходовались на то, что у большого числа граждан при расчете по формуле пенсия оказывалась меньше прожиточного минимума, меньше минимальной пенсии так называемой. И происходило "дотягивание". Даже если человек не платил взносы в фонд, мы его начинаем "дотягивать" до минимальной пенсии. И это Конституцией не предусмотрено, это не страховой принцип, "дотягивать" нужно было за счет социальных каких-то отчислений, то есть государственного бюджета. Так что давно нужно было бы запустить второй уровень. А это значит, что из 36% налога нужно было часть средств отдать в собственность граждан, не забирать их в Пенсионный фонд, а потом методами финансовых зачетов закрывать определенные обязательства государства.

Однако гражданское общество тогда не было достаточно взрослое, люди не требовали — и в собственность эти деньги нам не попали. Сейчас работодатели снизили ставку ЕСВ, теперь она составляет 22%. Этими процентами обеспечить полностью страховые обязательства, которые Украина взяла перед предыдущими поколениями, не представляется возможным. Понизив ставку ЕСВ, мы сказали, что мы в собственность себе, в общем-то, ничего и не должны получить. Но на самом деле речь идет об общественном договоре, речь идет о том, что в процессе понижения фискального давления должны были получить "выгоду" и граждане Украины. То есть мы должны были получить накопительную систему, где мы были бы собственниками определенного процента отчислений — два, три, пять, семь процентов.

Пенсионная реформа, разработанная Кабмином, предусматривает полную отмену с 1 января 2016 года специальных пенсий и запуск с 1 января 2017 года накопительной системы пенсионного страхования. Сработает ли это?

– Это проект №2767, при этом он был написан на базе старых размеров ЕСВ, его нужно пересматривать. Однако уже сейчас ясно, что и правительство, и народные депутаты, и президент будут стоять в этом году перед проблемой пенсионного реформирования. Отчисления из государственного бюджета на дотации Пенсионного фонда сегодня занимают первое место. 145 миллиардов — это средства госбюджета, которые мы направляем на дотации. Такая ситуация в дальнейшем продолжаться не может. Я думаю, что гражданское общество сегодня в состоянии заставить все ветви власти работать по тем обещаниям, которые были даны в предыдущие годы.
  
К слову, эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

1 комментарий:

  1. Ранее из накопительного фонда ПФ были украдены деньги, которые должны были приносить % , но как всегда без "контроля" просто разворовали! НАРОД отдувается теперь ,не имея даже минимальных пенсий- например женщины, вышедшие в 55 лет , вопреки придуманному пенс. закону! имея стаж свыше 30! лет - пенсия 997грн. 97 коп! вопреки мини- 1074грн! и этот штраф пожизненный! сравнение: неработающие ,ни дня рабочего стажа!, цыганки и не только, получают соц. помощь на 200 грн меньше! вот справедливость!!!

    ОтветитьУдалить