В рамках ежегодной международной ярмарки PHOTO KYIV, которая в этом году проходит онлайн, представлен спецпроект «Чернобыль», посвященный памяти мастодонта украинской фотографии Виктора Марущенко.
Кураторами спецпроекта выступили директорка галереи 5.6 и Школы фотографии Виктора Марущенко, Марина Полякова, со-основатель Школы фотографии Виктора Марущенко Валерий Милосердов и Юрий Марущенко, сын Виктора.
Валерий Милосердов о проекте «Чернобыль»:
“В 2000 году куратор Харальд Земан (Harald Szeemann) во время работы над экспозицией основного проекта 49-го Венецианской биеннале (2001) «Плато человечества» увидел книгу «Viktor Maruscenko. Ukraine. Fotografien. / Виктор Марущенко. Украина. Фотографии» / 1997, Benteli Verlag, Bern. Земана заинтересовали снимки украинского фотографа о людях, переживших катастрофу на Чернобыльской АЭС – серия рассказывала о трагедии жителей Украины, пострадавших от созданной человеческими руками глобальной техногенной аварии. Куратор попросил Марущенко показать все снимки, сделанные им для чернобыльской серии. Марущенко в своей мастерской, находившейся тогда в Киеве на улице Малая Житомирская, напечатал на матовой бром серебряной фотобумаге производства киевского завода «Фотон» размером 18х24 см все свои фотографии чернобыльской серии (100 штук). И передал их изображения по факсу Зееману. Куратор отобрал 27 снимков, которые вошли в экспозицию «Плато человечества» на 49й Венецианской биеннале.”
Программный директор PHOTO KYIV Светлана Левченко поговорила с Мариной Поляковой, в коллекции которой сейчас находятся снимки.
4го января 2020 года Виктор Марущенко подарил Марине винтажные отпечатки серии “Чернобыль”. Это был не просто подарок на Новый год, Виктор тогда уже знал о своем диагнозе.
Виктор Марущенко всю свою жизнь посвятил фотографии, открыл не один десяток талантливых художников, причем самому себе же он их и открыл в первую очередь, развивал культуру видения кадра, прекрасно разбираясь в трендах современной фотографии даже в 74 года.
Марина дружила и работала с Виктором с 2008 года, она была его ученицей, после чего они вместе основали журнал о фотографии 5.6, а со временем Марина стала директором галереи 5.6. Галерея в наших реалиях, по словам Марины, не коммерческий проект. Вернее, коммерческий, но фактически не прибыльный. Он держится на энтузиазме и любви к фотографии, которая во всем мире становится все более и более популярна. Марина верит, что эта тенденция придёт и к нам, хотя бы потому что на создание этого рынка тратится много усилий, и когда у людей прививается вкус к фотографии, понимание её, как искусства, тогда уже и галерея сможет выйти на нормальные финансовые обороты, что повлияет на сотрудничество с фотографами на правильном уровне.
В ближайших планах Марины, Юрия Марущенко и Валерия Милосердова собрать и систематизировать весь архив работ Виктора, после чего издать его монографию. На вопрос, что она собирается делать с подаренной серией, Марина ответила: “Буду ждать открытия музея фотографии. Очень многие хотели создать его, но пока его нет. Потому что без поддержки государства – это невозможно. Да, харьковчане – молодцы, открыли MOKSOP, но ведь это частные инициативы. Пока государство к этому не придёт, мы ничего не сможем сделать. Будем ждать.”
Украинский фотограф-документалист и основатель школы фотографии в Киеве Виктор Марущенко умер 29 сентября 2020 года на 75-м году жизни.
Интересные фото... Вот придурковатые самосёлы делают вид, что они брошены государством(СССР) на произвол судьбы. Правда, не говорят, что этим самосёлам в Киеве было выделено пара-тройка прекрасных квартир на Виноградаре, А они оставили дарованные государством квартиры ( в Киеве!) своим деткам и внучкам, а сами опять дёрнули в свой дом в зоне ( который ВЫКУПИЛА страна, этот дом уже не принадлежит этим вроде как придурковатым самосёлам) в надежде на очередное дарованное жильё ( в Киеве, а где же?).
ОтветитьУдалить